Статья посвящена проблеме взаимодействия рационального основания и иррациональных парадигм традиционных культур. Особенностями этого исследования являются следующие: системный подход к пониманию иррационального и рационального как ключевых факторов глобального взаимодействия европейской цивилизации и традиционных культур; реконструкция процесса возникновения рационального базиса современной европейской цивилизации; обобщение разрозненного материала историко-философских исследований с целью построения рабочей модели глобального взаимодействия европейской цивилизации и традиционных обществ.
Кризис европейской цивилизации в XX веке, террористический апокалипсис начала третьего тысячелетия ставят на повестку дня много сложных проблем и прежде всего проблему иррационального. Архетип современной цивилизации, в основе которой лежит господство человека над природой, привёл в начале третьего тысячелетия человечество к глобальному экологическому кризису. Более того, нарастает конфликт между высокоразвитыми в технологическом плане государствами и странами третьего мира, к числу которых можно отнести и страны - представители традиционных, имеющих тысячелетнюю историю культур.
Экспансионистский характер западной цивилизации, её рациональное основание приходит во всё большее противоречие с парадигмами развития традиционных обществ. Герберт Маркузе в работе "Одномерный человек" указывает на "технологическую рациональность" как на основную причину нарастания кризисных явлений в среде обитания человека( "Доминирующим в отношении европейского человека к природе является стремление поработить её, изменить, приспособить к удовлетворению своих потребностей. Но это стремление оборачивается и против самого человека как части природы. В этом иррациональность репрессивной рациональности, которая чревата катастрофой и для природы, и для человека" [1, с. 8].
Истоки "технократического" рационализма, губительного для европейской цивилизации и человечества в целом, М. Хайдеггер видел в подмене понятия истинности "алетейи" (незабвенного - греч.) понятием "ортос" (правильность - греч.), т.е. силлогистически выверенной письменной формой освоения действительности. Не случайно он обращается именно к языковым структурам греческого языка, пытаясь восстановить то, что было утрачено европейским рационализмом.
Ряд мыслителей, критически относящихся к феномену рационализма европейской цивилизации, обращались к фигурам Сократа и его ученика и последователя Платона как ключевым для понимания сущности европейской цивилизации. Среди них - представители различных философских школ и противоположных направлений философской мысли( молодой К. Маркс и Ф. Ницше, З. Фрейд и Г. Сковорода, М. Хайдеггер и Л. Витгенштейн.
Известный английский исследователь античной философии Ф. Конфорд написал книгу с символическим названием "До и после Сократа", в которой чётко проводит границу в мировоззрении и мироощущении древних греков до и после трагической гибели Сократа по приговору афинского суда.
Для того, чтобы разобраться в феномене рационализма европейской цивилизации, необходимо обратить внимание на работу К. Петрова "Пираты Эгейского моря и личность" в которой он описывает "греческое чудо" как своеобразное "отклонение" от форм традиционных обществ, что вызвало к жизни сам феномен западной культуры. Греки, колонизировав Средиземноморье, берега Чёрного и Азовского морей, выработали в себе совершенно иной архетип отношения к действительности, окружающему их миру, природе.
Высадившись с кораблей на незнакомой, чужой им земле, в окружении чуждых их образу жизни народов и племён, они осознанно, т.е. рационально, воспроизводили структуру полисного уклада метрополии. Колония становилась рациональным слепком, оттиском, копией, моделью некоего идеального видения справедливо устроенного общества, уподобляемого команде на корабле со строго расписанными функциями отдельных членов экипажа и безоговорочной иерархией подчинения.
Универсальный человек, живущий в гармонии с природой, из "Теогонии" Гесиода становится унифицированным, односторонним членом команды, личная свобода которого зависит от выживания целого, т.е. корабля, колонии, полиса в чуждой и враждебной среде, будь то море или причерноморские степи с кочевниками.
А. Потёмкин в книге "Проблема специфики философии в диатрибической традиции" обращает внимание на переход понятия "диарезис" (подведение - греч.) в "диарексис" (различение - греч.), что знаменует собой отрыв культурной античной парадигмы от той культурной матрицы (т.е. иррационального), в поле которой развивалась античная культура, и исторически соотносимый с кризисом античной полисной культуры и творчеством Платона и Аристотеля.
Окончательный отрыв феномена рационального основания, как некоего универсального теологического принципа существования европейской цивилизации, от его носителя - греческого этноса - произошёл после краха империи Александра Македонского, когда древнегреческий язык стал универсальным языком от Италии (Великой Греции) до Инда. Впитав в себя элементы восточного иррационализма и деспотизма, греки окончательно утрачивают то, что делало их свободными жителями полисов, они становятся "цивитас" (гражданами - лат.) империи Александра Македонского и его наследников. Позже, потерпев поражение в войне с Римом, Греция окончательно утрачивает независимость, став одной из провинций Древнего Рима. Возникает феномен и понятие цивилизации. Гордый эллинский дух сменяется рабским подобием свободомыслия - эллинизмом. Необходимо обратить внимание на тот факт, что древнегреческий язык остаётся языком философии, и основным признаком принадлежности к элите было свободное владение языком древних эллинов.
Таким образом, рациональное основание европейской цивилизации лежит в традиционной культуре Древней Греции.
Английский исследователь Е. Доддс в работе "Древняя концепция прогресса" указывает на "губительные для греческой цивилизации влияния ориенталистских (восточных) мистических учений". Он подчёркивает тот факт, что иррационализм Востока развратил гордых и свободолюбивых эллинов. Культ тела и гармонии с природой сменился культом ярких дорогостоящих одежд и невоздержанности. Более того, именно из синтеза рационализма Сократа и ориенталистского иррационализма было явлено миру научное знание, родоначальником которого явился учитель Александра Македонского - Аристотель.
Таким образом, иррационализм Востока вошёл в систему научного знания, которое является замаскированной формой мифологии, существование которой убедительно доказывает немецкий философ К. Хюбнер в книге "Истина мифа".
Современный европейский репрессивный рационализм, направленный на угнетение личности и овладение природой, которая имеет вид глобальных структур (Интернет, системы спутникового телевидения, мобильной связи и транснациональных монополий), аннигилирует традиционные культуры Востока, ввергая их в кризисное состояние.
Возьмём для примера традиционную культуру Японии, которая испытывает в наши дни затяжной, длящийся уже второе десятилетие, экономический и финансовый кризис, вызванный крахом фондовой системы, который в свою очередь вызван спекуляциями земельными наделами. Традиционно японцы жили в лёгких домах из рисовой бумаги и бамбука, что было вызвано сейсмичностью Японских островов и экологической целесообразностью. Под влиянием рекламы, вездесущих голливудских фильмов, западных стандартов потребительского общества японцы вложили свободные деньги в жилищное строительство. Строительный бум вызвал рост цен на землю, что спровоцировало экономический кризис, последовали массовые увольнения, затем начался резкий спад производства и т.д.
Кризис "японского чуда" сменился обвалом "азиатских тигров" - Северной Кореи, Индонезии, Таиланда. Можно с уверенностью предсказать грядущий кризис китайского традиционного общества, мимикрировавшего на данном этапе в китайский социализм. Кризис в Китае с населением в полтора миллиарда может вызвать глобальный кризис с непредсказуемыми последствиями.
Традиционная культура Индии под воздействием стандартов западноевропейской цивилизации распадается на ряд субкультур, что чревато межэтническими конфликтами (сикхский, пенджабский, тамильский терроризм).
Таким образом, проблема соотношения рационального основания европейской цивилизации и иррациональных парадигм традиционных культур требует незамедлительного решения как на уровне теоретического моделирования процессов предстоящего будущего, так и на уровне критического анализа исторических, философских и культурных своеобразий феноменов традиционных культур.
This article is devoted to the problem of relationship the rational basic and the irrational paradigms of traditional cultures. Fundamental peculiarities this investigation are folowing: systematical level of understanding rational and irrational as clue elements global correlation of European civilization and traditional cultures; reconstruction the process of developing the rational basic of the modern European civilization; generalization of different material the history-philosophical investigations for creating the global model of relationship between the European civilization and traditional societies.