Роль науки у формуванні особистості


Крынская Л.И.
Одесский национальный политехнический университет, Украина

В статье рассмотрены вопросы формирования мировоззрения, значение науки в формировании личности. Анализируется понятийный аппарат терминов «разум», «разумность», «интеллект», «эволюция разума». Исследуются причины непонимания людьми друг друга. Предложена концепция, объясняющая причины сложности восприятия новых идей. Рассматриваются понятия «подсознание», «сознание», «надсознание», «степени разумности» и «уровни восприятия реальности», которые предопределяют возможности человека.


Человек представляет собой единство биологического и социального, организма и личности, развивающееся в определенной природно-географической и общественной среде. На становление и развитие каждого индивида одновременно воздействуют наследственные, климатические, социальные и другие факторы, что обуславливает, с одной стороны, неповторимость каждой личности, а с другой стороны, наличие общих черт у представителей соответствующих групп.

Мы реагируем на проблемы и воспринимаем новые идеи согласно психическим программам, которые свойственны нам, а эти программы не одинаковы.

Джон Гриндер и Ричард Бэндлер, разработчики нового подхода к сочетанию теории и практики, интуиции и понимания, с помощью моделирования пришли к следующим выводам: «Наиболее глубокий парадокс человеческого устройства, как мы считаем, заключается в том, что одни и те же механизмы позволяют нам выживать, расти, меняться, испытывать радость и вместе с тем придерживаться весьма убогой модели мира» [1].

Как формируются наши модели мира? На тех знаниях, которые мы получаем от родителей, в процессе обучения в детском саду, школе, институте, в литературе, с помощью средств массовой информации, слушая мнения авторитетов, знакомых, друзей. Любые новые научные знания могут использоваться в разных целях, формируя те или другие нравственные и эстетические нормы. А знания, ценности, нормы являются составляющими мировоззрения. «Мировоззрение – система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Субъектом мировоззрения является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этно-национальные или религиозные общности, и классы, и общество в целом» (Б.Г. Юдин).

Религия и философия по-разному подходят к понятию «миропонимание». Религия больше рассматривает эмоциональную сторону человеческого существования и основывается на вере в те или иные положения. Философия пытается осознать, теоретически обосновать мировоззренческие установки и критически исследует в свете разума взгляды и ценности, на которые опирается мировоззрение.

В XVII веке все большее значение в формировании мировоззрения приобретает наука. Но если в результате развития науки человечество оказалось под угрозой самоуничтожения, то какое мировоззрение она формирует?

А с другой стороны, мировоззрение деятелей науки и тех, кто определяет направления использования достижений науки, предопределяет применение новых знаний, которые могут быть использованы как на созидание, так и на разрушение. Наука является инструментом человеческого действия. А ведь любое действие – это причина для получения того или иного результата.

В соответствии с нашим мировоззрением мозг человека обычно способен воспринимать лишь то, к чему готов, либо то, что хочет. Психологи пришли к выводу, что обычно люди ищут факты, подтверждающие их выбор, и не обращают внимания на те факты, которые этот выбор опровергают.

Механизм восприятия внешнего мира до конца еще не раскрыт.

Большинство антропологов считает, что человек как вид практически не эволюционирует уже на протяжении 30 тыс. лет. Вид стабилен, а отклонения (мутации) приносят только вред организму. Определенный путь развития прошел лишь разум человека. «Всем людям свойственно познавать самих себя и мыслить» (Гераклит). Наука не может объяснить загадочный феномен так называемых резервов мозга, как бы запрограммированности на нечто неизмеримо большее, чем требуется для повседневной жизни, для элементарного выживания и воспроизводства себе подобных. Эволюция человека связана с его умственным развитием. Человек живет не только в программах мироздания и жизни, но и в программе эволюции разума. Эволюция разума предполагает изменение взглядов и мировоззрения людей в процессе дальнейшего изучения мира.

Академик РАМН К.В. Судаков считает: «Взять хотя бы наш мозг. Он изменился, и весьма существенно – изменился не по весу, не по количеству извилин, а по своей химической организации. Молекулярные отношения в мозге современного человека стали иными, чем они были тысячу или тысячи лет назад. А коли отношения химических белковых молекул меняются, то меняются и свойства, пластичность мозга. Поэтому современный человек способен перерабатывать несравнимо большие массивы информации, чем наши далекие предки. Неандерталец непременно погиб бы в нашем сумасшедшем мире» [2]. Многие ученые и специалисты пришли к выводу, что эволюция человека связана с эволюцией разума, с его возможностями работы с информацией.

Академик Н.М. Амосов дает следующее определение: «Разум – это аппарат управления объектами через действия с моделями, по критериям оптимальности, отражающими Целевые Функции субъекта Разума». И далее: «Эволюция разума соответствует биологической: происходит наращивание Целевых Функций и потребностей, то есть критериев. Появляются новые «слои» структур и функций, новые коды моделей (гены, нейроны, слова, техника) и усложняются программы управления. Простейший разум есть уже в клетке в виде набора генов».

Гегель считает, что, достигая стадии разума, мышление в полной мере реализует свои конструктивные возможности, выступая как свободная, не связанная какими-либо внешними ограничениями, спонтанная активность духа.

Эволюция разума связана с таким понятием, как интеллект. Не выработано единое понятие «интеллект». Рассматривают интеллект как множественные навыки, такие, как распознавание, изучение, адаптация, решение головоломок, поиск моделей и закономерностей, логические выводы и рассуждения (дедуктивные и индуктивные), распознавание (что мы слышим, что видим), осуществление разумного выбора, планирование, осмысленное использование аналогий и метафор и творчество [3]. Более высоко ценятся не заученные или механические действия, а оригинальные, независимые и подходящие именно для данного случая.

Интеллект – не единичное, а множественное понятие. Граница «истинного искусственного интеллекта» постоянно перемещается: мы прекращаем расценивать действие как интеллектуальное, как только мы научили человека или машину выполнять его автоматически.

«Интеллект – совокупность знаний или способность к обучению, обеспечивает возможность приспособления к окружающей действительности» [4].

Философское определение интеллекта (от лат. intellectus – ум, рассудок) – общий умственный потенциал человека, степень реализации способностей, которые он целесообразно использует для приспособления к жизни. И далее: благодаря интеллекту человек может сравнивать, вырабатывать абстракции, образовывать понятия, суждения, осуществлять умозаключения [5].

В.И. Даль толкует «интеллект» как слово «интеллектуальный» – «духовный», «разумный», где «ум» – познавательная и заключительная способность человека, способность мыслить; «разум» – духовная сила, способная помнить (постигать, познавать), судить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствия), и далее – способность верного последовательного сцепления мыслей от причины, ее следствия и до цели, конца (особенно в приложении к делу) [4].

Академик В.П. Казначеев дает следующее определение: «Интеллект характеризуется получением информации извне, ее запоминанием, логическими операциями, интуитивным получением новой информации, свободной игрой воображения и в конечном итоге рассматривается как свойство синтеза информации» [2].

Многие специалисты отождествляют понятие «интеллект» и «разум». Интеллект – мыслительные способности человека, разум, уровень умственного развития.

Философ И. Кант определял интеллект как способность образования понятий. Разум он поставил на первое место и рассматривал как способность образования метафизических идей. Кант писал: «Всякое наше знание начинается с чувства, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме».

Специалисты Института проблем искусственного интеллекта предложили расширенное определение термина «интеллект». Интеллект – алгоритм действия биологической системы, находящейся в сознательном состоянии, способный самостоятельно вести общение с окружающим миром, обобщать опыт, осуществлять постановку и решение задач в соответствии с выбранной целью.

Когда мы говорим об искусственном интеллекте, то понимаем построение компьютерных систем, которые могут продемонстрировать уровень интеллекта, подобный человеческому разуму.

На наш взгляд, разум – понятие относительное. Мы оцениваем разумность сами относительно себя и себе подобных. Разрабатываем тесты, проводим анализ, градируем по уровню интеллекта, затем делаем выводы о разумности окружающего нас мира, Земли, оцениваем те или иные события.

С нашей точки зрения, разум – это способность человека воспринимать информацию, анализировать ее, т.е. осмысливать, и на основании анализа, проявляя творчество, создавать новое знание.

Разумность – это свойство разума применять созданное им самим новое знание, совершая при этом реальное действие.

Разум дает нам возможность воспринимать и познавать мир, а затем воплощать эти знания в практической деятельности. Своими реальными действиями мы проявляем и доказываем свою разумность. Реальное действие – умение структурировать пространство и использовать сотовые структуры для программирования.

Если мы рассмотрим наши реальные действия, то можно ли говорить о нашей разумности? Ведь мы рубим сук, на котором сидим. Во что мы превратили окружающую среду? Экология, военные конфликты и т.п.

Многие задают вопрос, почему люди по-разному понимают, казалось бы, очевидные вещи. Видят, допустим, одно и то же явление, но трактует его каждый по-своему. А это часто приводит к антагонизму, к обострению отношений людей.

Особенно часто мы наблюдаем эти процессы при появлении новых идей, гипотез, при смене парадигм. Прогресс познания происходит как смена парадигм. Действительно, до какого-то момента парадигма способствует осмыслению и отображению реальности, дает спокойное стабильное существование. Представьте себе, если в обществе много идей, взглядов, то возможен хаос, брожение, бессистемность, появление чувства нестабильности, страха. Поэтому на каком-то этапе догмы, рамки, устанавливаемые наукой и религией, играют положительную роль. То есть формируется определенное мировоззрение. Но затем возникает момент, когда появляются парадоксы, которые ставят науку в тупик. Парадоксом называют странный, неожиданный результат, глубоко расходящийся с общепринятыми представлениями.

Отсутствие гибкости в догмах приводит к сдерживанию научного прогресса, не позволяет обеспечить плавный, гармоничный процесс смены парадигм, влечет за собой поступательный процесс развития общества. И переизбыток накопленной психодинамической энергии приводит к взрыву.

Неприятие прогрессивного обретает иногда крайние формы. Проявляется вражда ко всему новому – мизонеизм. И чем сильнее открытие грозит вытеснением привычного, общепринятого, тем сильнее его отталкивание.

Обычно новые идеи проходят три фазы (стадии, этапа):

1)этого не может быть;

2)в этом что-то есть;

3)да это же всем известно – парадигма.

Т. Эдисона часто травили и высмеивали как мошенника, препятствуя внедрению его открытий. Притом чем более оригинальным было изобретение, тем изобретательнее действовали критики.

Но странно другое: сам Т. Эдисон в ряде случаев, пользуясь своим высоким авторитетом, оказал сопротивление ценным научно-техническим идеям. Например, на сообщение С. Лебедева о создании искусственного каучука Т. Эдисон ответил: «Известие о том, что Советскому Союзу удалось получить синтетический каучук, невероятно. Этого никак нельзя сделать. Скажу больше – все сообщение ложь». Это только один из фактов.

В любом случае через больший или меньший промежуток времени мысли, основанные на программном базисе сотворения реальности, воплотятся. Но проблема в том, что это происходит «скачками».

Потому сложен и болезнен процесс перехода от одной парадигмы к другой. Это можно объяснить, например, отсутствием необходимых знаний, опыта. Но может быть, есть и другие причины?

В.И. Васильев и А.И. Шевченко пишут: «Что же нужно было сделать такое, чтобы люди полностью перестали понимать друг друга? Для этого у каждого из них должна быть своя, отличная от других, система восприятия. Нужно, чтобы у каждого индивида воспринимаемые образы объединяли в себе различные объекты внешнего мира». И далее: «Восприятие – это целостный образ предмета, возникающий в результате воздействия объективного мира на органы чувств, которые сами по себе способны воспроизводить очень тонкие дополнительные детали различных наблюдаемых предметов» [4].

Н.М. Амосов объясняет это следующими причинами: «Любой разум имеет недостатки:

1.Ограниченность (модели всегда проще объектов).

2.Субъективность (оценки и решения зависят от чувств).

3.Увлекаемость: изменение активности моделей от тренировки, самоорганизации, смещающих критерии оптимальности.

Эти недостатки объясняют трудность «доказать истину», убедить скептика. Дело в том, что на один и тот же сложный объект по-разному реагируют люди с различными оценками и возможностями познания, формируя для него разные обобщенные модели, плохо сопоставимые, а часто и непохожие».

Рассмотрим наше видение, наш взгляд на причины этого явления.

На наш взгляд, основной причиной разного восприятия новых идей, возможностей познания и последующих действий людей являются разные степени разумности и различные уровни восприятия реальности. Рассмотрим более подробно, что мы подразумеваем под этими понятиями и от каких факторов зависят степень разумности и уровень восприятия реальности.

Когда мы говорим о ступенях разумности и уровне восприятия реальности, мы имеем в виду в первую очередь то, как и где именно проявляются действия человека.

Рассмотрим сначала, что собой представляет человек.

Многие ученые и специалисты рассматривают человека как триединую структуру. Но если «подсознание» и «сознание» – утвердившиеся термины, то третью составляющую, например, Зигмунд Фрейд называет «предсознательным» или «бессознательным». Другие вводят термин «сверхсознание». В.П. Широчкин рассматривает такие составляющие, как «надсознание» и «сверхсознание» [3]. Ряд авторов используют термин «сверхсознание». Часто третью составляющую отождествляют с подсознанием.

Доктор философских наук М.К. Мамардашвили говорит: «По обыденной привычке мы, как правило, вписываем акты сознания в границы анатомического очертания человека. Но, возможно, каким-то первичным образом сознание находится вне индивида, как некое пространственно-подобное или полевое образование» [2]. А.Е. Акимов и Г.И. Шипов пишут: «Трудно рассматривать эволюцию Вселенной без такого фактора, как Сознание Вселенной, фрагментом которого является Сознание Человека» [2].

Мы рассматриваем человека как структуру триединую, состоящую из подсознания, сознания, надсознания, которые образуют семь планов [6].

Подсознание человека контролирует процессы и явления, протекающие внутри организма, и является ведомой структурой. Эти процессы и явления связаны с геномом человека. Сознание обеспечивает и контролирует функции мышления, осуществляет количественный и качественный анализ поступающей информации, требующей обработки для логического построения образов решения. Сознание является ведущей структурой. Получая информацию, мы должны уметь ее структурировать, анализировать, делать выводы и передавать по наследству. Если сознание систематически при одинаковых условиях выдает одно и то же решение, то, подчиняясь закону периодичности, цикличности и привычки, подсознание начинает само принимать это решение при тех же условиях, а при соответствии главной программе вписывает в уже сформированный геном. Надсознание обеспечивает прямую и обратную связь между всеми структурами и отвечает за своевременное считывание информации с полевых уровней. Надсознание – информационный банк данных, руководящий информационный центр. Надсознание связано с интуицией. Создатели электронного интеллекта осознали, что его ограниченность заложена в отсутствии у машины интуиции. Спиноза считал интуицию «третьим родом» познания, наиболее достоверным и важным познанием, схватывающим сущность вещей. К. Гаусс заметил однажды, что уже давно имеет результат, но ему неизвестно, каким путем он сможет до него дойти. Как говорят математики, надо угадать теорему прежде, чем ее доказать. Интуитивная информация затем осознается, анализируется, т.е. включается процесс мышления – функция сознания [7].

Гераклит считал, что «сила мышления находится вне тела». Академик В.П. Казначеев пишет: «Думаю, полевое вещество, «поле», не только является основой интеллекта, но и управляет развитием всего живого организма. А мозг – это считывающее устройство, позволяющее черпать информацию из биополевой системы человека и информационного поля Вселенной» [2].

Мы созданы по образу и подобию Земли. Способности Земли как программиста выше наших. Как пишет кандидат геолого-минералогических наук, действительный член Евразийской Академии Жизни Игорь Николаевич Яницкий: «Земля является предельно энергонасыщенной и высокоорганизованной системой, явно обладающей признаками быстродействующей супермощной ЭВМ энного поколения с неограниченным объемом памяти». К этому выводу он пришел в результате научных исследований, проведенных во Всероссийском научно-исследовательском институте минерального сырья. Ряд ученых тоже пришли к такому же выводу.

Мы рассматриваем Землю с точки зрения триединости строения, состоящей из подсознания, сознания и надсознания. Подсознание Земли состоит условно из трех уровней-программ, которые отвечают за процессы и явления, происходящие во внутреннем пространстве триады, и является ведомой структурой. Сознание Земли состоит из одного уровня, является ведущей структурой, наделено удивительной способностью проводить информационный анализ. Вся информация, поступающая к сознанию Земли, подвергается системному анализу, выбраковке с качественных и количественных позиций, оно выявляет те решения, которые необходимы для коррекции функций, общих для всей триады, в процессе их совместного проявления на жизненных планах.

Надсознание формирует информационный банк данных и является информационным центром руководства. Является связующей структурой, распоряжается информацией, необходимой всей триаде для их совместного функционирования.

По возможности взаимодействия с уровнями Земли можно рассмотреть степени разумности. Первая степень разумности предполагает работу с первым уровнем Земли, т.е. с биоструктурой, или вещественной, или атомарно-молекулярной структурой, возможность осознавать себя и свою значимость, отличать себя от других.

Вторая степень разумности – умение познавать окружающий мир, его законы, причины и следствия на вещественном плане. Коротко говоря – знать, уметь, применять и передавать по наследству, рожать себе подобных, строить дома и т.п. Животные обладают второй степенью разумности, только у животных она полностью не проработана.

Третья степень разумности – умение структурировать мыслеформы и разбираться в причинно-следственном механизме полевых структур.

Четвертая степень разумности означает умение работать с индуктором Земли, с его сознанием, творить осознанно. В этом случае человек уже не будет заниматьcя творчеством, направленным на разрушение. Человек может заниматься материализацией событий, явлений, вещества.

Пятая степень разумности дает возможность использовать все данные и обо всем, уметь их считывать, использовать для проявления своего творческого потенциала. Работа в зоне надсознания Земли.

Шестая степень разумности – умение работать с пространством и временем. Субъект космического разума.

Степень разумности зависит от возможностей человека распознавать поступающую извне информацию и отображать ее в привычных для нас образах на внутреннем полево-метаболическом экране (метаболический реактор-мозг).

Эти возможности предопределяются структурой центральной энергетической спирали, определяющей полево-энергетическую голограмму объекта, так называемым «информационным геном».

Информационный ген выполняет роль дешифратора поступающей информации в соответствии с алгоритмами, заложенными в надсознании, сознании и подсознании.

У человека многоуровневое восприятие информации. Степень разумной деятельности человека, его интеллект зависят от количества полевых энергоинформационных уровней, к которым он может подключиться. В настоящее время люди в основном имеют доступ только к информационным уровням, относящимся к подсознанию Земли.

В свою очередь, уровни восприятия информации предопределяются:

1)врожденными способностями отображать реальность;

2)возможностями, приобретенными в результате накопленного жизненного опыта;

3)постоянным совершенствованием форм начальных образов, используемых при отображении получаемой информации.

Рассмотрим степени разумности с точки зрения уровней восприятия реальности.

Первый уровень восприятия реальности связан с работой подсознания человека. Подсознание использует азбуку моноструктур для опознания объекта рассмотрения.

Подсознание воспринимает реальность дискретно, расчленяя ее на единичные элементы, привычные и знакомые. При этом подсознание рассматривает число единичных реальностей (привычных картинок) – ровно столько, сколько заложено в памяти по переданной от родительских структур программе.

Поэтому если ребенок рождается позже, родители ему передают большее количество объема единичных элементов. Потому что если человек повторяет какой-либо алгоритм более трех раз, эта информация передается в подсознание и в следующий раз повторяется автоматически.

Единичная реальность состоит из привычного количества первично-единичных элементов. Отклонение от программного количества воспринимается как опасность, как нестабильность.

Количественно-единичный анализ можно назвать чутьем. Это рефлексы, инстинкты, привычки, т.е. то, что человек делает автоматически. Подсознание контролирует процессы и явления, протекающие внутри организма, в первую очередь на физическом плане. Благодаря животному чутью подсознание организма приспосабливается к среде обитания, если происходят какие-либо изменения внешней среды. Творит привычное и в привычном количестве единиц.

Людей с первой и второй степенью разумности можно отнести к первому уровню восприятия информации.

Если человек, обладающий первым уровнем восприятия реальности, слышит новую для него информацию, количество элементов которой превышает его возможности, то, естественно, он не может ее воспринять, у него возникает страх, а иногда и агрессия. Обычно в этом случае говорят: «Я не смогу понять, это сложно» и т.п.

Второй уровень восприятия реальности означает, что сначала вычленяется из информации привычная часть, которая идентифицируется с данными, заложенными в программе подсознания, а затем, фиксируя незнакомый образ в целом, оценивается будущий результат от столкновения с этим целым. Этот уровень связан с работой сознания.

Рассматриваются причины, приведшие к событиям (первичный анализ). Затем принимаются решения и структурируется мыслеобраз – план реальных действий и направление движения (материализация). Будущий результат предварительно оценивается количеством привнесенных в него привычных или знакомых образов (количественный анализ).

Ко второму уровню восприятия можно условно отнести третью и четвертую степень разумности. Хотя это деление условно. Нет четких границ. Переход с одного уровня на другой осуществляется постепенно.

При втором уровне восприятия информации человек может на основании анализа понимать причинно-следственный механизм. Человек с четвертой степенью разумности, понимая последствия своих действий, будет все соизмерять с точки зрения блага. Благо – это некий результат, состояние следствия, в основе которого лежит определенная причина, заложенная в программе высшего творческого начала (говорят «Творец» или «Высший Разум»).

Третий уровень восприятия реальности включает работу надсознания – это способность воспринимать действительность через будущий результат, могущий проявиться как следствие материализации причин, имеющих выраженные последовательно характеристики. Считывание будущего. Умение мечтать, ставить цели, планировать, преобразуя планы в мыслеформы. Ему соответствуют четвертая и пятая степни разумности.

Триадное (трехвекторное) восприятие информации: привычное – подсознание, знакомая часть, которую анализируем, – сознание и общая форма объекта рассмотрения – надсознание.

Четвертый уровень восприятия реальности – качественный анализ реальности – энергоинформационный объем. Человек должен уметь читать программы.

Пятый уровень восприятия реальности – это анализ причинности на уровне памяти планеты, это восприятие пятимерности, постижение реальности через объемы (объем в объеме).

В настоящее время для людей процесс разбора информации для анализа с последующим логическим выводом часто является самым трудным делом. Увы, нет желания быть человеком разумным.

Так как многие не могут воспользоваться информацией для анализа при включении надсознания Земли и своего, то могут ли они понять и принять то, что не в состоянии осознать и проанализировать?

Мы предлагаем объединить наши усилия, попытаться выработать единый подход науки и религии к мировым проблемам и парадоксам. Ведь в настоящее время наука наработала много новых подходов, идей, которые могут быть использованы, в том числе и религией. Осваивая начальные образы, отражающие перспективы понимания и отображения действительности, нарабатывая жизненный опыт в творческом созидании, будем стараться находить взаимопонимание, обеспечивая поступательный, гармоничный процесс развития общества. Постараемся быть разумными людьми, а это даст возможность использовать наши знания на благо всего человечества.


    ЛИТЕРАТУРА
  1. Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
  2. Тихоплав Т.С., Тихоплав В.Ю. Жизнь напрокат. – СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2002. – 256 с.
  3. Широчкин В.П., Верлань А.Ф. Информатика и ЭВМ. – К.: Техніка, 1987. – 343 с.
  4. Васильєв В.І., Шевченко А.І.. Формування та розпізнання образів. – Донецьк: ДонДІШІ, 2000. – 360 с.
  5. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 804 с.
  6. Информационный аспект материи в спектре понятий, обоснований и практики: Сб. докладов науч.-практ. конф. – Одесса: ОНПУ. – 2002. – 76 с.
  7. Маркетинг предприятий пищевой промышленности: Учебное пособие / Под ред. Б.В. Буркинского. – Одесса: Ин-т проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины, 2002. – 538 с.

У статті розглянуті питання формування світогляду, значення науки у формуванні особистості. Аналізується понятійний апарат термінів «розум», «розумність», «інтелект», «еволюція розуму». Досліджуються причини нерозуміння людьми одне одного. Запропоновано концепцію, що пояснює причини складності сприйняття нових ідей. Розглядаються поняття «підсвідомість», «свідомість», «надсвідомість», «ступені розумності» й «рівні сприйняття реальності», що визначають можливості людини.

The article handles the subjects of formation of world outlook, the significance of science in formation of personality. The conceptual mechanism has been analyzed for the following terms: mind, rationality, intelligence, evolution of mind. The reasons of lack of understanding between people are researched. The conception is offered to clarify the reasons of complexity of comprehension of new ideas. The following notions that predetermine human potential have been handled: subconsciousness, consciousness and superconsciousness, rationality degrees and reality comprehension levels.