Проблема государственного устройства Украины в деятельности общественных организаций Донбасса в начале 1990-х гг.


Т.В. Болбат
Донецкий государственный университет управления, Украина

Статья посвящена исследованию проблемы государственного устройства Украины в деятельности поли-тических партий, общественных организаций и движений Донбасса в начале 1990-х годов. Автор пришел к выводу, что ни в программных документах, ни в решениях полномочных органов общественных объединений Донбасса не шла речь об отделении региона от Украины, создании здесь самостоятельного государственного образования или присоединении к России. Вместе с тем идея федерализации государ-ства нашла здесь своих сторонников среди ряда общественных формирований, которые видели в федера-лизме необходимое условие для сохранения экономической, национально-культурной самобытности регионов, а также социального и межнационального мира.


В процессе развития независимой Украины важной и акту-альной остается проблема ее государственного устройства, о чем свидетельствуют ито-ги президентской избирательной кампании 2004 года. В настоящее время в юго-восточных регионах вновь получила распространение идея федеративного устройства государства, которая уже активно обсуждалась представителями различных общест-венных объединений Донбасса в начале 1990-х годов. Поэтому изучение их деятельно-сти в этом направлении актуально не только с точки зрения научного осмысления исторического опыта, но и для совершенствования государственной региональной по-литики, стабилизации общественно-политической ситуации в Украине.

Деятельность общественных объединений Донбасса в нача-ле 1990-х годов по вопросу государственного устройства Украины изучалась фрагмен-тарно в справочных изданиях Т. Болбат, В. Лыкова, Е. Семичасной, С. Чебаненко [1], [2], а также затрагивалась в выступлениях Т. Болбат на научных конференциях [3], [4]. Анализ историографии позволяет сделать вывод, что в научной литературе отсутствует отдельная работа, посвященная данной проблеме. Поэтому автор поставил цель про-анализировать деятельность политических партий, общественных организаций и дви-жений Донбасса (Донецкой и Луганской области), связанную с вопросом государственного устройства Украины в начале 1990-х годов, и выяснить причины поддержки в регионе идеи федерализации.

Автор планирует продолжить изучение этой проблемы в моно-графии «Общественные объединения в восточных областях Украины (1985 – 1996 гг.): исто-рический анализ», что внесет свой вклад в формирование целостной концепции новейшей истории Украины.

Впервые идея земельно-федеративного устройства Украины была предложена и обоснована львовскими экономистами в 1990 году, хотя о возмож-ности создания украинской федерации дончане впервые услышали еще в ноябре 1989 г. на митинге Донецкой краевой организации Народного Руха Украины (НРУ) от пред-ставителя центрального Провода НРУ Е. Чернышова [5]. Обратили внимание в регионе и на заявление Галицкой Ассамблеи, объединившей три области Западной Украины, о том, что в случае подписания Союзного договора будет поставлен вопрос об образова-нии Галицкой республики [6]. Поэтому не случайно такие идеи появились и в Донец-ком крае. В период с 24 августа по 1 декабря 1991 г. здесь открыто ставился вопрос не только о федеративном устройстве государства, но и о создании самостоятельного го-сударственного образования. Именно с этого времени за многими общественными объ-единениями Донбасса закрепился ярлык «сепаратистов».

20 июля 1991 г. в газете «Комсомолец Донбасса» была опубли-кована статья члена Енакиевской городской организации Социал-демократической партии Украины (СДПУ) В. Чередниченко «Донецкая автономная республика – может, это вы-ход?». Обеспокоенный появлением в Украине «национал-фашистов» с лозунгами «Украина только для украинцев», он предложил провести областной референдум и выяснить вопрос, оставаться ли Донецкой области в составе Украины, образовать ли автономию в ее составе, войти ли в состав России в качестве области или автономии, или же «повысить свой статус и стать Донецкой республикой»? [7]. Однако социал-демократы г. Енакиева отмежевались от этой публикации и 4 августа 1991 г. исключили В. Чередниченко из рядов СДПУ за «извраще-ние идей партии» [8]. В сентябре – октябре 1991 г. в этой же газете появились аналогичные ста-тьи. Тон задавали народные депутаты Верховного Совета СССР А. Бойко и В. Гончаров. Так, последний заявил о необходимости «отвоевать» выделение ряда восточно-украинских об-ластей в «территориальное автономное образование» (республику, область и т.п.), но не вы-ходить из состава УССР. Решение о создании Донецко-Криворожской автономной республики должно было быть принято на местном референдуме [9], [10]. Однако нацио-нальные демократы Донбасса полагали, что приоритет в воссоздании идеи Донецко-Криворожской республики принадлежал одному из инициаторов формирования Конгресса гражданского действия (КГД) академику В.К. Мамутову, возле дома которого устраивались пикеты. Хотя в опубликованных статьях В.К. Мамутова никогда такой идеи не высказыва-лось, речь шла только о создании «Донецкой федеративной земли» в составе Украины [11].

Единственной общественной организацией в Донецкой об-ласти, выступавшей за автономный статус ее территории в 1991 г., было Интердвиже-ние Донбасса (ИДД). 28 августа 1991 г. Центральный Совет ИДД принял Заявление «Об общественно-политической ситуации», в котором выражалась «тревога в связи с тем, что Донбасс может стать ареной серьезных столкновений различных политических сил», и поэтому до 1 декабря 1991 г. здесь должен быть проведен референдум о предос-тавлении Донецкой области статуса автономии в составе УССР. В документе подчер-кивалось, что ИДД «не мыслит себя в отрыве ни от Украины, ни от России». После этого выступления на Интердвижение Донбасса обрушилась волна обвинений в «сепа-ратизме». Его лидеру Д. Корнилову пришлось неоднократно высказывать позицию ор-ганизации на страницах местных газет, где он заявлял, что автономия – это не новое государство, а только перераспределение полномочий между центральными и террито-риальными органами власти [12]. На наш взгляд, возникшие споры в значительной сте-пени объяснялись непониманием многими дефиниций таких понятий, как «федерализм», «автономия», «сепаратизм», поэтому сторонников федеративного уст-ройства государства их оппоненты именовали «сепаратистами».

В Луганской области к таковым в первую очередь причис-лялись члены Движения «Демократический Донбасс» (ДДД), созданного по инициати-ве Народного Движения Луганщины, кадетов и Луганского историко-культурного общества «Возрождение». В сентябре 1991 г. в луганской газете «Молодогвардеец» была опубликована статья одного из членов оргкомитета Движения «Демократический Донбасс» Г. Литвака с призывом к депутатам всех уровней региона провести Донецкую Ассамблею, где принять решение об образовании республики Малороссии (Донецкая и Луганская области с центром в г. Луганске), с выходом ее из состава Украины условно. В случае, если Украина выйдет из состава СССР, – остаться самостоятельным государ-ством, если нет – Малороссия станет «автономией и будет в украинском парламенте защищать свои интересы, а не плясать под Киево-Галицкую дудку» [13]. На учреди-тельном собрании ДДД после доклада Б. Локотоша (лидера общества «Возрождение») 24 делегата (из них 10 депутатов) покинули зал. Их возмущение вызвало требование, прозвучавшее в докладе, создать в регионе собственные вооруженные силы «для защи-ты границ». Не было поддержано большинством и заявление о необходимости создания республики Малороссии [14]. В Программе Движения «Демократический Донбасс» и в принятом Обращении к гражданам Украины одной из основных задач организации провозглашалось закрепление в новой Конституции Украины принципа ее федератив-ного устройства и проведение областных референдумов по предоставлению Донецко-Криворожскому краю статуса автономии (самоуправляющейся территории) в составе Украины [15].

Осенью 1991 г. в Донбассе имело место жесткое противостоя-ние общественных объединений, выступающих «за» и «против» федерализма. С одной сто-роны, это – Интердвижение Донбасса, Движение «Демократический Донбасс», Демократическое Движение Донбасса «Братство», Народное Движение Луганщины, обще-ство «Возрождение»; с другой – областные организации Украинской республиканской пар-тии, Демократической партии Украины, Партии демократического возрождения Украины, Народного Руха Украины, Общества украинского языка имени Т.Г. Шевченко, Союза укра-инской молодежи. На заседании Регионального Союза стачечных комитетов Донбасса (РССКД) обсуждалась идея автономии, «протаскиваемая прокоммунистами в рабочее дви-жение», однако отмечалось, что федерализм «заслуживает внимания» [16]. Противостояние выражалось в различных формах: распространении листовок, принятии обращений и заяв-лений, выступлениях на страницах периодической печати, митингах, организации пикетов местных органов власти. Причем зачастую употреблялись недостаточно взвешенные выра-жения, носящие оскорбительный характер. Так, одна сторона обвиняла «сепаратистов-большевиков, подкидывающих идею создания аппаратной республики», другая – «перекрасившихся партократов, ярых националистов, ненавидящих все русское» [17]. Не менее категоричными были и решения полномочных органов организаций. Так, в Обраще-нии городской организации ДемПУ г. Кировское Донецкой области заявлялось, что «сепара-тисты стремятся к созданию коммунистического заповедника» в Донбассе и потому разжигают межнациональную рознь [18]. Аналогичными были и Обращение Луганской краевой организации НРУ к областному Совету народных депутатов, Заявление ее отчетно-выборной конференции [19], [20]. «Націонал-шовіністи» из ДДД обвинялись в призывах к образованию «сепаратистських князівств на зразок Донецько-Криворізької республіки, що провокує населення східних регіонів України до міжнаціональної конфронтації». Противо-стояние достигло наибольшей остроты в октябре 1991 г., когда 7-я сессия Донецкого област-ного Совета народных депутатов рассматривала вопрос о статусе области. 6 октября во многих городах были проведены митинги протеста с лозунгом: «Нет – Донецкой Аппарат-ной Республике!». 8 октября под этим же лозунгом состоялось пикетирование здания обла-стного Совета, в котором приняли участие представители национально-демократических организаций и шахтеры. В это же время на центральной площади г. Донецка члены Интер-движения Донбасса проводили сбор подписей в поддержку требования автономии Донбасса. Сессия приняла Обращение в Верховный Совет Украины с предложением внести в новую Конституцию Украины положение о федеративном устройстве государства [21].

26 октября 1991 г. в Донецке состоялось совещание народных депутатов всех уровней Юга и Востока Украины, к которым обратились делегаты учре-дительной конференции ДДД «Братство» с призывом поддержать идею федерализма, которая дает возможность «сохранить историческую, экономическую, национально-культурную самобытность регионов» [22]. Совещание открыл председатель Донецкого областного Совета народных депутатов Ю. Смирнов. Он сразу же подчеркнул, что не-обходимо в спокойной обстановке обсудить те вопросы, которые были подняты в Об-ращении облсовета к Верховному Совету Украины. И не надо в связи с этим обвинять кого-то в сепаратизме, – об этом не было и речи. «Мы за независимость и неделимость Украины, против политического противоборства на какой-либо национальной основе. Именно поиском путей решения всех проблем продиктована встреча депутатов всех уровней Юга и Востока Украины, которая носит чисто совещательный, рекомендатель-ный характер», – заявил Ю. Смирнов. Интересен тот факт, что приехавшая на совеща-ние делегация Днепропетровской области в составе 23 человек сразу же выступила с заявлением, что не будет участвовать в его работе, потому что считает эту встречу де-путатов неправомочной. Участники совещания почти в полном составе приняли Обра-щение к народу и Заявление Верховному Совету Украины, в котором, в частности, говорилось: «Внести положение о федеративно-земельном устройстве Украины в кон-цепцию и в проект Конституции Украины; в течение ноября 1991 г. обсудить проект новой Конституции Украины и вынести его на всенародное обсуждение» [23], [24].

Таким образом, на основании проведенного исследования деятельности общественных объединений Донбасса в начале 1990-х годов по вопросу государственного устройства Украины, автор пришел к следующим выводам. Ни в про-граммных документах, ни в решениях полномочных органов общественных объедине-ний Донбасса не шла речь об отделении региона от Украины, создании здесь самостоятельного государственного образования или присоединении к России. Были только высказывания отдельных личностей, которые или же не являлись членами об-щественных объединений, или же их мнение не нашло поддержки у большинства. Стремление определенных общественных формирований к перераспределению полно-мочий между центральными и местными органами власти, что выражалось в их требо-ваниях образования федеративной земли «Донбасс» или предоставления региону статуса самоуправляемой территории (автономии) в составе Украины, на наш взгляд, «сепаратизмом» не являлось. Эти требования были продиктованы не желанием «парто-кратов» создать здесь свою «аппаратную республику», а обеспокоенностью многих общественных объединений региона рядом обстоятельств, которые связывались ими с принятием Акта о независимости Украины. Во-первых, тревогу вызывала возможная перспектива насильственной украинизации, что в Донбассе с преобладанием русскоя-зычного населения могло бы привести к межнациональной конфронтации. Во-вторых, опасались взрыва национал-экстремизма, так как до Донбасса уже дошли лозунги «Ук-раина только для украинцев!». В-третьих, выход Украины из состава СССР мог по-влечь за собой разрыв хозяйственных связей с республиками Союза, что пагубно отразилось бы (и на деле так и произошло) на экономике промышленного региона. По-этому идея федеративного устройства государства, привнесенная в Донбасс из Запад-ной Украины, нашла здесь своих сторонников в числе многих общественных формирований, которые видели в федерализме необходимое условие для сохранения экономической, национально-культурной самобытности ре-гионов, а также социального и межнационального мира.

В целом Донбасс в рассматриваемый период оставался бес-конфликтным в межнациональном отношении. Принятие 1 ноября 1991 г. Декларации прав национальностей Украины, гарантировавшей равные политические, экономиче-ские, социальные и культурные права всем этническим группам, проживающим на ее территории, в значительной степени сняло напряжение в регионе и повлияло на резуль-таты голосования 1 декабря 1991 г. за независимую Украину.

    ЛИТЕРАТУРА
  1. Болбат Т., Лыков В., Семичасная Е. Донецкая область: политические партии / Рук. авт. кол. Т.В. Болбат. – Донецк: АООТ Торговый дом «Донбасс», 1998. – 120 с.
  2. Чебаненко С.В. Политические партии Украины. Политические партии Луганщины. – Луганск: ФСЭИ «Инициатива», 1997. – 248 с.
  3. Болбат Т. Національно-державне будівництво в програмових документах об’єднань Донбасу (кінець 1980-х – 1992 рр.) // Тези доп. на респ. наук. конф. «Українська державність: історія і сучасність». – Київ, січень 1993 р. – К.: ІСДО, 1993. – С. 326-328.
  4. Болбат Т. Проблема национально-государственного устройства в программных доку-ментах общественных объединений Донбасса (конец 1980-х – 1993 гг.) // Тези доп. на міжрегіональ-ній наук.-практ. конф. «Регіони в незалежній Україні: пошук стратегії оптимального розвитку». – Харків, березень 1994 р. – Харків: ХДУ, 1994. – С. 91-92.
  5. Коритний Ю. До чого кличе Рух? // Радянська Донеччина. – 1989, 12 листопада
  6. Толстых И. Будет ли республика единой? // Первая линия. – 1991, 7 августа.
  7. Чередниченко В. ДАР – может, это выход? // Комсомолец Донбасса. – 1991, 20 июля.
  8. Мнение социал-демократов // Комсомолец Донбасса. – 1991, 23 августа.
  9. Бойко А. Я придерживаюсь социалистической идеи // Комсомолец Донбасса. – 1991, 4 сентября.
  10. Чего хочет В. Гончаров? // Комсомолец Донбасса. – 1991, 4 сентября.
  11. Иванов Н., Мамутов В., Прокопенко Н. Как предотвратить национальный конфликт? // Жизнь. – 1991, 2 сентября.
  12. Заявление Центрального Совета: Интердвижение не хочет нового Карабаха // Первая линия. – 1991, 30 ноября.
  13. Литвак Г. Борис, ты снова был прав // Молодогвардеец. –1991, 17 сентября.
  14. Штейников С. «Интеры» на Луганщине // Город. – 1991, 21 – 27 октября.
  15. Обращение ДДД к гражданам Украины // Луганская правда. – 1991, 2 сентября.
  16. Сагань Н. Ищите женщину, или как дамы от политики учат стачкомовцев жить // Жизнь. – 1991, 17 октября.
  17. Листовки движения «Демократический Донбасс» и Добропольской организации Демо-кратической партии Украины // Личный архив автора. – 1991.
  18. Протокол зборів Кіровської міської організації Демократичної партії України. – 1991. – 4 жовтня. – № 5 //Архів Кіровської міської організації ДемПУ. – 4 с.
  19. Звернення Луганської крайової організації Народного Руху України до обласної Ради народних депутатів // Архів Луганської крайової організації НРУ. – 1991.
  20. Заява ІІІ звітньо-виборчої конференції Луганської крайової організації Народного руху України // Молодогвардеец. – 1991, 17 вересня.
  21. Гребенюк С. Федеративная земля Донбасс? // Первая линия. – 1991, 12 октября.
  22. Обращение Демократического Движения Донбасса «Братство» к участникам межрегио-нального совещания от Востока и Юга Украины // Донецкие новости. – 1991, 4 – 10 ноября.
  23. Позднышев В. Для конфронтации нет причин // Вечерний Донецк. – 1991, 29 октября.
  24. Рышков В. Кто тут за федерализм? С вещами на выход к прокурору! // Город. –1991, 4 – 10 ноября.

Стаття присвячена дослідженню проблеми державного устрою України у діяльності політичних партій, громадських організацій та рухів Донбасу на початку 1990-х років. Автор дійшов висновку, що ні у про-грамових документах, ні у рішеннях повноважних органів громадських об’єднань Донбасу не йшла мова про відділення реґіону від України, створення тут самостійного державного утворення або приєднання до Росії. Разом з тим ідея федералізації держави знайшла тут своїх прихильників серед низки громадських формувань, які вбачали у федералізмі необхідну умову для збереження економічної, національно-культурної самобутності реґіонів, а також соціального та міжнаціонального миру.

The article is devoted to research of a problem of the state structure of Ukraine in activity of political parties, public organizations and movements of Donbass in the beginning of 1990 th years. The author has come to a conclusion, that neither in program documents, nor in decisions of proxy organs of public associations of Don-bass there was no question about separating of region from Ukraine, creation here independent state formation or connection to Russia. At the same time, the idea of state’s federalism has found here the supporters among a number of public formations which saw in it’s a necessary condition for preservation of economic, national-cultural originality of regions, and also social and national world.