Доповiдi

содержание

НАУКА И РЕЛИГИЯ: ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ МИРА

Бояринцев Вячеслав Иванович,
доцент кафедры философии ДГУ

   Нам, светским людям, больше известна наука как форма познания. Наука играла в прошлом и сейчас играет большую роль в нашей жизни. Но если попытаться оценить место науки в духовной культуре, мы увидим, что она нам дает неполные, ограниченные знания и не может быть положена в основу духовной жизни человека и общества. В прошлые годы и сейчас, само понятие науки нередко фетишизировалось. Науке приписывалось, что только она содержит в себе абсолютную истину. Это не соответствует действительности. Обратимся к словарю В.И.Даля: там говорится, что наука - это просто знание, умение, систематическое изложение каких-то взглядов. Знание всегда содержит в себе субъективное и объективное, как истину, так и заблуждение. Во многих языках вообще нет слова “наука”. Например, у славянских народов - чехов, словаков - есть слово veda. Чешская академия наук называется “веда”, у словаков то же самое. У немцев Wissenschaft - это наука, просто знание, которое мы приобретаем. Возьмем латинское слово scientia - знание, умение, английское слово science - знание. Мы часто заменяем это слово словом “логос”. Например, название наук - учение, или логос, о какой-то области знания. Биология, геология, физиология. Это логос, знание, учение. Словом “наука” часто злоупотребляли. Вы знаете, что в науку часто вмешивались идеологические работники, политические силы, в число псевдонаук попадали генетика, теория относительности, кибернетика. И сейчас с понятием “наука” мы должны быть очень осторожны. Наука дает нам знания о свойствах и закономерностях объективного мира, и мы кладем ее в основу нашей деятельности. Но наука - не единственная форма познания.

   Существует много вненаучных форм познания, и одной из них, несомненно, является религия. Религия - это форма познания мира. Что является объектом религиозного познания? Если мы обратимся к богословской, теологической литературе, к священным книгам, мы там найдем ответ, что прежде всего религия - это познание Бога. Теология - учение о Боге, Богословие. Религия - это связь человека с Богом, исходя из этимологии этого латинского слова. Многие скажут, что познание мира через Бога - это для верующих людей, а для светских такая форма познания не подходит. Познание Бога в религии, в теологических науках - очень сложный процесс. Не менее, а может и более трудный, чем в науке. Если мы обратимся к мистическому или догматическому богословию, трудам, которые создавались в рамках христианской религии, начиная от первых веков христианства, то найдем там мысли о непознаваемости Бога, его трансцендентности, недоступности нашему чувству и нашему разуму. Но Бог представлен и в нашем мире, и в нас. И теологические богословские науки показывают нам, что есть разные пути богопознания. Не только непосредственные - в общении, - но и через мистическую интуицию, религиозную медитацию, аскетизм или непосредственные попытки общения с Богом.

   Есть путь познания Бога через откровение, то есть через священные книги. В них мы находим много истин, ценных в мировоззренческом, нравственном отношении, много знаний о мире, которые порой представляют большую ценность, чем все достижения науки, потому что наука имеет свою нишу познания, за пределы которой она не может выйти. На такие мировоззренческие вопросы, которыми занимается и наука, и философия, и религия, - как, например, происхождение мира, место человека в мире, назначение человека на Земле, происхождение жизни, происхождение человека, человеческого сознания, - наука нам не дала ответа. Но эти ответы есть в религии, в священных книгах, есть в теологии и в богословии. Мы можем соглашаться с ними, не соглашаться, но они удовлетворяют нашу любознательность. Они являются духовными ориентирами в нашей повседневной жизни, и в значительной мере основой нравственности.

   Многие ученые обращают внимание на то, что сугубо научный подход недостаточен для понимания материального мира, космоса, Вселенной, есть нечто духовное, стоящее гораздо выше материальных процессов и закономерностей. К подобной мысли приходили многие отечественные и зарубежные ученые. В воспоминаниях академика Сахарова есть очень интересные высказывания на этот счет. У нас есть второй путь познания и в Библии об этом прямо говорится. В одном из псалмов Давида говорится, что “небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.” И когда мы познаем творение, мы получаем огромные знания, выходящие, прежде всего, не в эмпирическом, прагматическом, а в мировоззренческом, нравственном смысле далеко за рамки всех достижений науки и техники.

   У меня нет сомнений, что религия является важной формой познания человеком мира. Изучение религии в светской ориентации, курсы религиоведения, должны играть важную роль в формировании мировоззрения, познании человеком мира. Этот курс должен включать в себя ценности мировоззренческого, нравственного значения, имеющие не только религиозный, но и светский характер. И несколько слов об отношениях этих двух форм познания. Религия возникла на заре человеческой истории, когда не было ни науки, ни философии, и явилась первой формой духовного освоения мира. Религиозная картина мира изложена в священных книгах и в богословских науках.

   Наука возникла на основе практических потребностей человека. Были периоды, когда возникали конфликты между наукой и религией. Отдельные деятели церкви злоупотребляли властью, результат - охота на ведьм, гонения еретиков, костры инквизиции. Это привело к тому, что в эпоху Возрождения в Европейской культуре наука отделилась от религии и церкви. Добро это или зло? Конечно, наука получила возможность самостоятельно развиваться. Но в изоляции от религии она начала хромать. Она перестала выполнять мировоззренческие, нравственные функции. Более того, она стала силой, которая начала использоваться не только для добра, но и во зло. Отрадно, что сейчас нет конфронтации между наукой и религией, а есть взаимный интерес, поскольку это две формы одного и того же процесса - процесса познания мира.

содержание


II науково-практична конференцiя
Донецьк
1997