НАУКА БЕЗ РЕЛИГИИ - УЩЕРБНА, А РЕЛИГИЯ БЕЗ НАУКИ - ПУСТА А. Эйнштейн |
Доповiдi |
Разрешите выразить благодарность организаторам конференции, программному комитету и всем участникам форума, особую признательность - Православной Церкви Киевского патриархата, Автокефальной Украинской Церкви, Православной Церкви Московского патриархата и Греко-католической Церкви в Украине, приславшим своих представителей на нашу конференцию. Приняла приглашение Римско- католическая Церковь, большинство протестантских церквей, община мусульман, буддийская община “Пультхо”. Руководители и представители церквей предлагают нашему вниманию свои доклады.
Здесь присутствуют представители структур государственной власти и общественных организаций, работники медицинских учреждений и системы образования, которые, совместно с религиозными объединениями, намерены выработать программу выхода Украины из духовно-нравственного кризиса.
В предлагаемом докладе на ваш суд представлены некоторые научные результаты, полученные в Институте искусственного интеллекта. Мы рассмотрим также некоторые общие вопросы, касающиеся роли и места искусственного интеллекта в социальном развитии на рубеже третьего тысячелетия.
Основной задачей нашего института является создание искусственного интеллекта, т.е. вычислительной машины нового поколения. Такая машина должна уметь общаться с человеком, обладать подобными нашим органами чувств и коммуникативными способностями:слухом, речью и т.п. Не поймите нас так, будто мы намерены стать вровень с Богом и создать подобное себе существо искусственным путем. Человек вряд ли сможет когда-либо создать искусственную техническую систему, которая будет превосходить его по интеллектуальным способностям. Создаваемые нами устройства должны лишь помочь человеку жить и работать в современных условиях. Вы все хорошо знаете, что сегодня даже религиозные организации успешно используют в своей деятельности достижения научно-технического прогресса: телефон, факс, видеотехнику, компьютеры, радио и т.п. В свое время ученых, занимающихся разработкой новой техники, отлучали от церкви и даже сжигали на кострах. Сегодня ситуация изменилась, но некоторые религиозные направления и церкви с преувеличенной осторожностью относятся к нашему институту и его ученым. Не хотелось бы, чтобы история повторялась. Мы все-таки должны учиться на ошибках прежних поколений.
Сегодня можно с достаточной уверенностью утверждать, что развитие человечества в третьем тысячелетии будет определяться успехами в создании систем искусственного интеллекта. Правда, подобная перспектива несет в себе и некоторые серьезные проблемы. К сожалению, искусственный интеллект может не только помочь человеку овладеть новыми знаниями, стать нравственной, высокодуховной личностью, но он способен ввергнуть человечество в новую гонку вооружений. В результате научной деятельности ученых передовых стран созданы действующие физические модели, воспроизводящие некоторые функции мозга человека. Как будут использованы полученные ими научные результаты - в добро или во зло?
На эти вопросы можно ответить только в том случае, если мы будем обладать ясными и отчетливыми представлениями о нравственном состоянии современного общества. Мы должны быть уверены, к примеру, что ученый, открывающий сильные или, напротив, уязвимые стороны человеческой психики, свойства человеческого мозга, станет применять свои знания для лечения болезней, для создания интеллектуальных систем и роботов, облегчающих труд человека, т.е. на общее благо. Но эти же знания можно применить и с другой целью. Не исключено, что человеку, жаждущему власти над другими людьми, захочется применить свои знания для создания, к примеру, психотропного оружия. Воздействуя физическими полями на определенные структуры нервной системы, он может получить возможность управлять умственными и физическими действиями своих пациентов. Опасность заключается в том, что попадающий под внешнее воздействие человек выполняет фиксируемые его подсознанием команды как бы добровольно, не подозревая, что его действия и мысли находятся под контролем. В подобном случае может быть создано сообщество “роботизированных“ людей, которое несложно запрограммировать для выполнения любой задачи. Выполняя ее, люди будут думать, что они совершают нравственное действие, даже убивая себе подобных.
Что сегодня можем сделать все мы и каждый в отдельности, чтобы этого не произошло? Научные исследования в области познания человека запретить невозможно, нельзя даже приостановить их. Это обычный процесс, без которого трудно представить историческое развитие. В свое время нельзя было запретить открытие электричества, остановить исследования в области ядерной физики, космонавтики, компьютерной техники, медицины. Но если человечеству до сих пор удалось не применять результаты научных достижений для уничтожения жизни на Земле, то это произошло лишь потому, что человек в процессе своей эволюции вырос духовно и нравственно. Мы исходим из оптимистической интерпретации нравственной природы человека, верим в его лучшее будущее.
Каким же мы хотели бы видеть человека будущего? Какими качествами он должен обладать, чтобы новейшие научные результаты не были использованы ему же во вред? Думаю, ответ на этот вопрос интуитивно чувствует большинство участников нашей конференции и, наверное, большинство жителей Земли. Человек, не достигший определенного уровня духовной зрелости, не может остановить зло не только во внешнем окружении, но и в себе самом. Как трудно современному человеку ответить добром на зло, извинить обидчика, простить оскорбление! Это естественное психическое качество, это эмоциональное сопротивление злу усвоено нами от наших прародителей.Но в процессе нравственной эволюции люди могут освободится от него, они способны обуздать этот психологический стереотип, этот моральный недостаток. Мы знаем, что это процесс трудный и длительный. Но если произойдет объединение науки и религии, интенсивность повышения уровня духовности в нашем обществе значительно возрастет.
Сегодня мы не будет затрагивать вопросы, касающиеся принципиальных различий между наукой и религией. Попытаемся определить сферы деятельности, которые нас объединяют. Одной из первоочередных задач науки, образования и религии является формирование нравственной личности. С такой формулировкой, я думаю, согласятся священнослужители, ученые, учителя, врачи и представители власти, находящиеся в зале. Продолжим наши рассуждения, отталкиваясь от этого исходного тезиса. Внесем некоторые терминологические уточнения, опираясь на опыт первой нашей конференции.
Под нравственностью мы условились понимать свод регулятивных принципов, правил и законов, выработанных человечеством в процессе социальной эволюции. Духовностью же мы называем в общем случае близость к Богу, а в более узком, этическом смысле - неискаженное понимание Божественного права, Его заповедей и законов, и следование им.
Учеными института, в частности, сотрудниками факультета религиоведения, предложено определение понятия “Бог”, которое мы используем в определении духовности. Если не принять такого определения, то проведение дальнейших рассуждений будет затруднено, так как каждый из нас под этими исходными понятиями может подразумевать что-то свое. Конечно, предлагаемое определение не может претендовать на полноту и общезначимость. Мы понимаем, что описать, а тем более формализовать такую сущность, как Бог, не представляется возможным по причинам, давно открытым и сформулированным апофатическим богословием. Тем не менее, мы надеемся, что предлагаемое рабочее определение позволит людям с различным уровнем интеллекта, веры и познания мира общаться на одном языке.
Бог - это Субстанция, для Которой категорий времени и пространства не существует. Но в некоторых Своих проявлениях Он ограничивает Себя временем и пространством. Возникающие благодаря таким ограничениям пространственно- временные структуры являются формами Его инобытия. Именно поэтому можно сказать, что Бог - это все, что окружает человека, включая самого человека. Мы определяем Его как живую и разумную Субстанцию, поскольку Ее элементарной частичкой, отдаленным подобием и образом является отдельный человек, носитель Жизни и Разума Божьего.
Категория “человек”, через которую Бог, по нашему определению, раскрывается в своем существовании, получает в текстах Библии несколько релевантных, близких по смыслу определений. Одно из них позволяет интерпретировать человека как систему, состоящую из духа, души и тела. Эти три составляющие существуют в человеческой природе в неразрывном единстве. Духовное начало пребывает либо в проявленном для органов чувств человека состоянии, либо в непроявленном. Наши органы чувств воспринимают его только при определенных условиях. Физическое же тело человека является частью окружающего нас материального мира. Этот мир открывается нам непосредственно в ощущениях, через органы чувств. Чувства, как природная способность души к восприятию впечатлений, являются для нас также и окном в духовный мир, обособленный от материального. Но этот мир, в отличие от материального, невозможно зафиксировать научными приборами - дух вообще не может быть объектом естественнонаучного исследования. Им могут стать лишь тело и душа человека. При этом душа является в своем роде посредником между физической и духовной субстанцией.
Разумеется, наши утверждения о душе носят проблемный, с точки зрения современной науки, характер. В то же время, некоторые гипотезы в современной теории информации позволяют предполагать возможность экспериментальных исследований по этой теме. Подобные исследования - дело ближайшего будущего. Но уже сейчас на основе ряда данных, представленных, к примеру, в современной литературе по медицине, психиатрии и смежным областям знаний, мы можем не только предположить, какими будут эти исследования. Соблюдая известную методологическую корректность, мы можем попытаться организовать и провести их. Стимулом к исследованиям могут стать многочисленные публикации по теме умирания и психологическим эффектам, сопровождающим его, которые появились в последнее время в зарубежной и отечественной медицинской литературе.
Тема умирания, весьма неоднозначная и сложная, имеет множество аспектов, в том числе, социокультурный, нравственный и т.п. Нас заинтересовало предметное содержание этой темы, возникающее на стыке теории информации, медицины и психологии. Оказалось что этот процесс нередко сопровождается некоторыми явлениями ("видения", галлюцинаторная деятельность и т.п.), сущность которых пока еще недостаточно выяснена. Авторы публикаций по этой теме, к которым мы обратились, опираются в описании этих явлений главным образом на рассказы больных об их переживаниях в предсмертном состоянии (near-death). Так, профессор психиатрии и психологии Э.Кюблер-Росс поведал [1], со слов пациента, о том, как тот шел по тоннелю навстречу яркому свету и слышал какие-то голоса. Другая пациентка профессора вспоминала, что в момент клинической смерти она наблюдала за появлением реанимационной бригады, видела как бы сверху все реанимационные процедуры, хотела что-то сказать, но не могла произнести ни слова. Еще одна женщина рассказала, как, умирая, она почувствовала, что покидает свое тело. Она наблюдала за попытками реанимационной бригады вернуть ей жизнь, слышала спор между врачами - продолжать или прекратить реанимацию, а также запомнила, как врач пытался шутить, чтобы разрядить обстановку. Затем она ощутила, что возвращается в свое тело.
Й.Вайс в книге "Преддверие" [2] воспроизводит рассказы на эту тему, в частности, беседу с умиравшей и возвращенной к жизни женщиной. Она внезапно почувствовала, что смотрит на себя и на группу окружающих ее лиц сверху, услышала голос медсестры: "Доктор, пульс исчезает..." Потом она очутилась в длинном тоннеле и, наконец, перед ней открылось пространство, залитое солнцем. Другой больной вспоминал о своих переживаниях во время "смерти" несколько иначе. У него наблюдалось своеобразное раздвоение личности, он переживал реальные события и в то же время как бы со стороны видел, будто покидает свое тело и парит в воздухе.
Широко известный в США врач-психиатр, доктор философских наук Р.Муди в своих книгах обобщил переживания 250 умиравших и оживленных больных [3]. При этом он, по его собственному признанию, опирался исключительно на воспоминания этих людей о том, как они в момент умирания сначала слышали неприятный шум, громкий звон, затем передвигались по длинному темному тоннелю, в конце которого сиял свет, встречались с ранее умершими родственниками и друзьями. Все это время они ощущали, что находятся вне своего тела. Затем наступало чувство умиротворения и радости от воссоединения со своей телесной оболочкой. Р.Муди не настаивает на безусловном признании существования потустороннего мира, но говорит о необходимости дальнейших исследований в этой области, о необходимости экспериментальной проверки полученных им данных. Он рекомендует внимательнее прислушаться к повествованиям тех, кто возвращался к жизни после смерти и чьи рассказы, по его мнению, вполне искренни. Среди приводимых им примеров рассказ одной из обследованных им больных. Она вспоминает, что у нее все началось с вибрации, сотрясавшей все ее тело. Именно в это время она "рассталась" с ним (отчуждение духа и тела) и некоторое время наблюдала сверху работу врача и медицинских сестер, озабоченных сохранением ее жизни. Затем она прошла сквозь черный тоннель и вышла навстречу яркому солнцу, встретилась с родными, умершими ранее. Все вокруг нее светилось "неописуемым светом разных оттенков". Из бесед с другим больным выяснилось, что яркий свет, который почти всегда упоминается в подобных рассказах, нисколько не похож на солнечные лучи. Это якобы особый, искрящийся свет, охватывающий все кругом, но не причиняющий вреда глазам, в отличие от яркого света солнца.
В 1980 г. в США в одном из научных журналов появилась статья, автор которой, полемизируя с религиозной точкой зрения на проблему “жизни после жизни”, утверждал, что рассказы больных об ощущениях, пережитых ими якобы вне тела, являются одной из форм токсического психоза, а не воспоминаниями о пребывании в потустороннем мире. Не соглашаясь с этим утверждением, Р.Муди в ответной статье настаивает на необходимости чисто научного подхода со стороны ученых к дилемме жизни и смерти.При этом он решительно выступает против упрощенной интерпретации "видений" больных, перенесших клиническую смерть, как прямого и непосредственного подтверждения существования загробной жизни [4].
Следует отметить, что среди сторонников концепции “жизни после смерти” встречаются имена зарубежных ученых, которые приводят теоретические доказательства в пользу существования потустороннего мира, аргументируя эту идею с позиций современной науки. В то же время, не все ученые, интересующиеся проблемами умирания и оживления, признают эту доктрину и соглашаются с идеей бессмертия души. Так, в работе К.Ж.Дюкассе [5] отмечается, что, поскольку люди, пережившие предсмертное состояние, избежали смерти, значит, они не существовали независимо от своего тела. Даже если сознание, казалось бы, покинуло тело, фактически оно могло бы еще зависеть от продолжающего существовать тела, т.е. оставаться по эту сторону бытия.
В статье Дж.Стивенсона мы читаем: "Люди, сообщая о своих переживаниях вне тела, утверждают, будто испытывают при этом то, что никак не могли бы испытать в нормальных условиях. Некоторые из них вспоминают, например, о чем говорили врачи во время реанимации. Такие заявления не всегда могут служить свидетельством экстрасенсорной перцепции. Больные, находящиеся в бессознательном состоянии под наркозом или по другим причинам, могут иногда как бы "ассимилироваться" и особенно обостренно воспринимать происходящее вокруг них, например, слышать чей-то разговор” [6].
Наличие различного рода видений при клинической смерти один из авторов [7] пытается объяснить с позиций физиологии. Согласно его концепции, при клинической смерти восприятия внешнего мира не существует. Кора мозга в это время "молчит", поэтому на электроэнцефалограмме фиксируется прямая линия. Упоминавшиеся выше разрозненные слуховые восприятия внешнего мира сохраняются дольше всего. Отсюда понятно, по мнению автора, почему находившийся на пороге смерти и спасенный человек рассказывает о том, что слышал голоса врачей, но не мог на них реагировать. Попутно объясняются и явления деперсонализации, когда больному кажется, что он в одно и то же время есть “я” и “не-я", что существует его реальный двойник. Подобные явления сравниваются с явлениями, наблюдаемыми при психических заболеваниях.
Однотипные рассказы оживленных людей о тоннеле и ослепительном свете в конце его упомянутый автор объясняет разрушением коры затылочных долей,в результате чего поле зрения резко сужается. Остается узкая полоска, обеспечивающая лишь центральное зрение, или так называемое "трубчатое зрение”.Отсюда образ тоннеля, ослепительный свет в конце которого, как полагает автор, возникает по причине высокого подъема артериального давления в агональном периоде и непродолжительного усиленного кровоснабжения зрительной доли коры, делающего однотипные зрительные образы, повторяющиеся у всех больных, особенно яркими.
Резюмируя краткий анализ литературных источников по проблеме "видений", наблюдаемых в момент клинической смерти, можно сказать, что их изучение - один из путей познания душевной жизни человека в такой критический момент, как умирание его мозга. Анализ "видений", о которых рассказывают больные, пережившие это критическое состояние, несомненно представляет большой научный интерес. Однако теоретическое осмысление этих явлений необходимо проводить в тесном контакте со специалистами различных отраслей науки - медиками, психологами, психиатрами, философами и т.д.
Несомненно, большой научный интерес представляет изучение энергетики головного мозга в период клинической смерти и после нее с целью объективного внешнего описания вышеупомянутых явлений. Так, по результатам экспериментальных исследований, проведенных при участии сотрудников нашего института, удалось выяснить, что изменения энергетических характеристик головного мозга после биологической смерти проявляются в возрастании фоновой активности и имеют вид всплесков активности патологических ритмов. Их изучение проводилось по методике, разработанной нашими коллегами совместно с учеными Донецкого медицинского института. Эта методика основана на определении интегральных показателей, вычисляемых по результатам мониторинга жизнедеятельности основных систем человека в постреанимационном состоянии. Особое внимание уделяется центральной нервной системе, в частности, процессам угасания ее жизнедеятельности.
В процессе мониторинга с помощью специальной аппаратуры подсчитывалась доля нормально функционировавших нейронов (ДНФН) и доля функционировавших нейронов (ДФН). Анализируя фоновую активность и всплески излучений, удалось выяснить, что, несмотря на работу сердца и наличие дыхания, при наступлении смерти головного мозга прекращается модуляция активности нервных клеток. При этом график активности нервных клеток, на котором представлены усредненные результаты одного из исследований (рис.1), имеет три четко выраженных максимума, разделенных примерно десятиминутными интервалами. После констатации смерти активность головного мозга снижается до нуля, приборы фиксируют фоновую активность аппаратуры. Этот порог шумов принимается условно за единицу. Но через 4-6 мин. после констатации смерти наблюдается резкое возрастание активности ДФН и ДНФН, которая превышает фоновую в 227 раз. Через 10 минут c начала отсчета активность резко падает и находится на уровне фоновой примерно 9 минут, после чего снова возрастает, превышая фоновую в 165раз. На 23-й минуте после констатации смерти она снова начинает падать и быстро снижается практически до нуля. Через 26 минут после смерти снова наблюдается ее нарастание, примерно в 200 раз превышающее фоновые показатели. Затем идет ее резкое угасание, через 31 минуту активность прекращается и в течение нескольких часов не возобновляется. Исследования прекращались через 5-6 часов после констатации смерти.
Рис. 1. Обобщенные результаты Nm-ого исследования
Сегодня ученые еще не могут достоверно утверждать, что такая активность головного мозга обусловлена выходом души из тела. Исследования в этом направлении продолжаются: предстоит расшифровать информацию, находящуюся внутри пиков. На графике представлено только поведение несущей энергии, т.е. энергии, которая переносит определенную информацию. Сегодня можно достоверно сказать, что донецким ученым удалось зафиксировать ранее не известное явление - активное излучение в пространство особого вида энергии. Для справки сообщу: через 4-6 минут после констатации смерти человека начинается необратимый лавинообразный процесс гибели нейронов, за 5-10 минут мозг погибает. Для чего или для кого происходит процесс активизации мозга после биологической смерти организма? Почему и за счет каких жизненных резервов погибающий организм излучает энергию?
Ответ на эти вопросы планируется получить в ближайшие годы. Особая роль в интерпретации результатов отводится искусственному интеллекту. Развитие систем искусственного интеллекта и познание человека как духовного и разумного существа должны обогащать и дополнять друг друга. Для того, чтобы будущие системы и роботы с искусственным интеллектом не смогли навредить человеку, ученые обязаны заложить нравственные начала в процесс создания и воспроизведения интеллектуальных систем.
Перед исследователями возникла совершенно новая проблема: необходимо формализовать такие, на первый взгляд, неформализуемые понятия, как совесть, нравственность, то есть, записать эти понятия в символьной форме так, чтобы они стали понятны не только человеку, но и электронной машине. Реализация этой идеи кажется парадоксальной, “безумной”, но без нее не может быть действительного прогресса в развитии интеллектуальных систем.
Сегодня институт разработал интеллектуальные машины, которые могут понимать речь человека, анализировать смысл услышанного, выполнять команды и отвечать голосом. Некоторым машинам мы дали зрение, с помощью которого они смогут ориентироваться в пространстве, подобно живым существам. Полученные результаты внедряются в разработку самопрограммируемого робота, который будет обладать автономными источниками питания, зрением, слухом, другими коммуникативными способностями.
Вам всем хорошо известно, какими катастрофическими были последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Все большее количество специалистов приходит к выводу, что поврежденный реактор необходимо распиливать и частями хоронить. Эта сложная, трудоемкая и опасная задача может быть выполнена роботами, способными работать в сложнейших условиях. Теоретически невозможно предусмотреть все варианты, которые могут возникнуть в процессе разборки реактора. Необходимы поэтому роботы с искусственным интеллектом, т.е. такие системы, которые будут обладать определенной свободой в принятии решений и их осуществлении.
Разработчики подобных систем не могут обойтись без знаний об эволюционном развитии человека. Им необходимо изучить модели поведения человека в обычной, штатной обстановке и в экстремальных условиях. Большое значение имеет для нас изучение религиозной морали и психологии, их истории, запечатленной, в частности, на страницах Библии. Мы не можем игнорировать Книгу, которая оказала самое большое влияние на ход истории, на жизнь наших предков и эволюцию человеческой нравственности. Мы против односторонней мистической интерпретации Библии, которой ограничиваются недостаточно грамотные люди - как священнослужители, так и миряне. Если же наука и церковь объединят свои усилия в познании истины, то положительные результаты, как мы полагаем, будут гораздо более быстрыми и эффективными.
Наш институт имеет опыт совместной работы представителей церкви и науки. Случай, с которым мы столкнулись, может проиллюстрировать фотография, поступившая к нам для уточнения результатов медицинского обследования. Изображение, полученное на ней с помощью компьютерного томографа (рис.2), соответствует продольному разрезу головного мозга двенадцатилетней девочки, страдавшей онкологическим заболеванием. В нижней его части хорошо просматривается новообразование, которое на следующем снимке (рис.3) представлено в увеличенном виде.
Рис.2. Электронный снимок головного мозга (разрез по вертикали) |
Рис.3.Увеличенное изображение подмозговых структур |
В расшифровке изображений, приведенных на фотографиях, принимали участие ученые, врачи, эксперты-криминалисты и священнослужители. С их помощью удалось идентифицировать структуры, проявившие себя на видеоизображении, а также описать основные признаки заболевания, выразившиеся в поведении больной.
Мы не будем сейчас комментировать этот случай, потому что многое здесь еще не ясно. Скажем только, что дальнейшие научные исследования направлены на установление истины. Нам предстоит ответить на вопрос: существует ли жизнь после смерти или нет. Ответ на него позволит повлиять на решение вопроса о смысле жизни, что, в свою очередь, окажет влияние на нравственность человека и общества в целом. Если человек будут точно знать, что жизнь после смерти существует, то он постарается жить нравственно, согласно Божьим постановлениям и законам.
Если же будет установлено, что со смертью физического тела существование человека прекращается, то выполнение Божьих законов становится необязательным, а смысл жизни по большому счету отсутствует. Каких бы успехов не достиг человек и человеческая цивилизация, их ценность нивелируется перед лицом вечности. Перспектива эволюции человека и общественного прогресса утрачивается. Теряют смысл нравственные принципы, идея добра и зла, чувство любви и ненависти, и т.п.
Однако каждый человек в глубине души понимает и надеется, что его жизнь имеет смысл. Правда, не все оценивают ее в масштабе вечности. Такие люди подобны страусам, прячущим голову в песок во время опасности. Они оказываются беззащитными, если к ним приходит большая скорбь. Надеемся, что наши исследования помогут соотечественникам правильно решить нравственные вопросы их бытия, подойти к ним с позиций христианской и библейской антропологии.
В заключение разрешите пожелать всем участникам конференции познать истину бытия, свое великое предназначение, роль и место в жизни. Священнослужителям различных религиозных конфессий, несущим людям добро и познание Бога, желаю объединить свои усилия в нравственном и духовном воспитании человека, оказать конкретную помощь в стабилизации души, обретении благодати и мира в той сложной ситуации, в которой мы все оказались.
II науково-практична конференцiя Донецьк 1997 |