ВЕРА И МОРАЛЬ В ТВОРЧЕСТВЕ УЧЕНОГО

Бояринцев Вячеслав Иванович
доцент
Донецкого государственного университета


Вера и мораль проходят через всю жизнь каждого человека, пронизывают все сферы его деятельности. Будучи общечеловеческими духовными ценностями, они неповторимо проявляются в сознании конкретной личности, в её профессиональных установках. Творчество ученого не является здесь исключением.

Объект научного познания - предметный мир, материальное бытие с его свойствами и закономерностями. Вся история науки свидетельствует о том, что человек способен познавать мир и, что нет непреодолимых препятствий на этом пути. Опираясь на опыт прошлого, ученый верит, что сам предметный мир потенциально готов раскрыть перед ним свои тайны, так как все в нем причинно обусловлено, детерминировано, закономерно. В конечном счете, дело за человеком, за его любознательностью, за его арсеналом познания, за степенью зрелости и потребностями общества. Вера ученого в познаваемость мира является мощным стимулом его творческой деятельности.

У некоторых ученых вера в познаваемость мира может приобретать пантеистический или теистический характер. Такая переориентация в вере происходит в том случае, когда в первооснову мира ученый кладёт не материальное, а духовное начало. Вера ученого в разумное устройство бытия или в его создание Богом ведет к иному пониманию природы истины и вопроса о том, почему возможен сам процесс познания. Здесь перед нами уже не светская, а религиозная вера. Опыт показывает, что различные мировоззренческие подходы к пониманию веры нисколько не умаляют научной значимости того или иного выбора. Для ученого важна сама вера в познаваемость мира как один из элементов системы его творчества.

Эффективность выполнения профессиональных функций ученого зависит не только от его веры в познаваемость мира, но и от его морали, его профессиональной этики. Люди науки всегда стремились создавать и сохранять такие правила поведения в своем творчестве и общении, которые способствовали наиболее эффективному пути получения истины, расширению и углублению знаний. В процессе познания вырабатывался моральный кодекс ученого как нравственная основа его творчества. Сама по себе наука в моральном отношении является нейтральной. В научных знаниях не содержится ни добра, ни зла. Критерием в науке является истина. Что касается проблемы взаимоотношения морали и науки, то она сложна и многопланова.

Нравственные проблемы возникают не в самой науке, как определенной системе знаний о мире и человеке, а в творчестве ученого, в его сознании, или в сообществе ученых, в их взаимоотношениях. Нет сомнения в том, что занятие наукой оказывает положительное нравственное влияние на ученого. Само служение истине является нравственным актом. В науке, как и в любой другой области, люди должны требовать от себя честности, правдивости, бескорыстия, бесстрастия, свободы суждения и других нравственных качеств, которые характеризуют всякого нравственного человека. В исписанный моральный кодекс ученого входят самокритичность, стойкость в сражении за истину, стремление к исправлению собственных ошибок, честное и уважительное отношение к личности научного оппонента, его мировоззрению, искренность и правдивость в межличностных отношениях внутри научного сообщества. В своей профессиональной деятельности ученый должен исходить из того, что задачей науки является служение миру, единению народов, что наука по своей природе гуманна и гражданственна. Академик А.А. Логунов в одном из своих интервью заявил, что нравственность является цементом науки, она требует от её деятелей духовности, интеллигентности, высокой личной ответственности и культуры.

Но ученый в своем творчестве руководствуется не только нормами профессиональной этики. Каждый человек - неповторимая личность со своим темпераментом, характером, привычками, воспитанием. Как и на всякого человека, на ученого оказывает влияние семья, его мировоззрение, его национальная принадлежность, социальная среда и другие факторы. Связано это с наличием различных сфер деятельности в жизни человека (семья, искусство, экономика, политика и другие сферы), которые определяют и соответствующие нравственные установки, порою причудливо переплетающиеся в сознании ученого, образуя неповторимость его личности, его моральный облик. Все это находит отражение в профессиональной деятельности ученого.

В своем творчестве ученый всегда стоит перед нравственным выбором. Самые правильные и ценные идеи в науке не гарантируют его от проявлений эгоизма, зависти, тщеславия, саморекламы. Иногда на первом плане оказываются не соображения истины, а материальные интересы, карьера, нездоровое соперничество, погоня за учеными званиями и степенями.

Сложные нравственные проблемы в деятельности ученого возникают не только на основе его внутренних противоречий и его столкновений со своей совестью, но нередко порождаются социальными условиями. При тоталитарных режимах ученым навязывается господствующая идеология. В условиях демократии также трудно избежать того или иного идеологического влияния.

Известный современный австрийский философ Пол Фейерабенд предложил идею отделения науки от государства, чтобы освободить её от влияния идеологии и политики. Идея хорошая, но в современных условиях она утопична, так как государства имеют свои интересы, для осуществления которых привлекаются ученые. Правительства щедро финансируют военные проекты, направленные на создание все более совершенных средств массового уничтожения людей, а идеологи внушают ученым, что эти проекты необходимы для защиты национальных интересов. У создателей грозного оружия политики и военные не спрашивают, где и когда его применять. Разве не несут моральной ответственности ученые за разорительную гонку вооружений? Многие ценные научные знания засекречиваются, вокруг секретов создаются системы шпионажа, куда вовлекаются не только работники спецслужб, но и ученые. Здесь также возникает проблема нравственной ответственности.

Нередко национальными интересами прикрывается непродуманное, а порою и хищническое отношение к природе, её богатствам, что ведет к ухудшению среды обитания человека, порождает острые экологические проблемы. Представители науки и техники нередко идут на поводу у недалеких политиков и неразумных хозяйственников, живущих одним днем.

Экологические проблемы - это одновременно и нравственные проблемы, так как от их понимания и решения зависит наше будущее. От ученых сейчас требуются хорошие знания экологической этики и строгое следование её нормам в своем творчестве. Не случайно в ВУЗах начали готовить экологов, для некоторых специальностей учебные планы предусматривают изучение курсов экологической этики.

Развитие науки и техники - одна из объективных закономерностей в развитии общества. Необходимо максимально гуманизировать данный процесс, повернуть его в сторону человека. Добро и зло идут не от науки и техники, а от общества и человека. Никаким машинам, в том числе и современным роботам, нельзя запрограммировать какие-то нравственные установки, например, чувство совести.

Один из создателей кибернетики Норберт Винер в своей книге "Человек и робот", перефразируя известное библейское выражение, пишет: "Человеку - человеческое, а вычислительной машине - машинное". Опираясь на свои знания и опыт, он был глубоко убежден, что машина всегда останется инструментом в руках человека. Вложить в неё нравственные качества невозможно, так как природа нравственности далеко выходит за рамки свойств и закономерностей предметного мира, на основе которых создаются все машины. Будет ли такая машина использоваться для добра или во зло человеку, всецело зависит от людей, которые используют её в своих целях, от их нравственных установок.

На творческом пути ученого встают и другие проблемы, связанные с нравственной стороной его жизни, и если вера призвана окрылять ученого, а мораль выступает как цемент науки, то очевидна необходимость их комплексного исследования.