В истории медицины важной проблемой является изучение процесса осмысления человеком причин болезней. Начало этого процесса уходит в глубокую древность. В силу синкретического характера мышления первобытного человека наиболее ранние формы такого осмысления неразрывно связаны с религиозными представлениями. В этой связи и для истории религии и для истории медицины представляет интерес изучение обычая вотивных приношений.
Вотивные приношения (votivus) - посвятительный дар божеству, приносимый из благодарности или по обету предмет. Обычай приносить в дар божеству изображения человека или больных органов с просьбой или в благодарность за исцеление возник в глубоко древности и просуществовал до начала ХХ в. Такие вотивные приношения, в отличие от ряда других - еды, посуды и т.д. мы предлагаем называть "исцелительными".
Мы считаем, что в развитии данного обычая можно выделить три основных этапа.
I этап - возникновение обычая вотивных приношений на стадии первобытности в связи с магическими представлениями. Мнения о возникновении этого обычая расходятся. Одни исследователи (Э.Б. Тайлор) считают вотивы разновидностью заместительной жертвы. Другие видят их истоки в контагиозной или имитативной магии. Наши возражения вызывает классификация, примененная в Интернете, по которой коллекция вотивов Российского музея истории религии (Санкт-Петербург) помещена в раздел "Амулеты и обереги". Их нельзя объединять, так как в отличие от вотивов, назначение амулетов - предотвращение болезней, находиться они должны при человеке.
II этап связан с античной культурой. В обобщающих и учебных изданиях по истории медицины отражен, как правило, именно он [1]. В Древней Греции четко оформляется ритуал. В храмы Асклепия - асклепийоны больные приносили изображения исцеленных частей тела, сделанные (в зависимости от благосостояния больного) из мрамора, золота, серебра. С. Сорокина [2] трактует приношения как оплату лечения. Такая функция могла быть только поздней. Найдены также многочисленные вотивные таблички, в которых высказывалась благодарность богу-врачевателю за исцеление и рассказывалось, как оно произошло [3].
Еще одна производная роль вотивов - использование в качестве наглядных пособий для обучения врачей [4]. И. Анталл публикует коллекцию вотивных терракотовых скульптур (голов и торсов) с патологическими изменениями, симптомами психических расстройств [5].
III этап - христианский. Обычай "исцелительных" вотивов, после определенного сопротивления, был воспринят церковью. Он трансформировался и принял форму подвешивания металлических фигурок на шнурках или цепочках, продетых в специальные отверстия, на чудотворные иконы.
В обобщающих изданиях этот этап наименее освещен. Например, в книге А. Грандо в качестве иллюстрации фигурирует фотография витрины музея медицины (г. Киев) с вотивами времен Киевской Руси, а в тексте они даже не упомянуты [6]. Исключение составляют работы донецкого историка М.В. Горбовой, посвященные анализу интересной и богатой коллекции вотивов Донецкого областного краеведческого музея [7].
Так как проблема обычая "исцелительных" вотивов находится на стыке истории религии и истории медицины, в целом можно сказать, что, ее дальнейшее изучение требует объединения методик и источниковой базы. Аналитические работы ограничиваются ранним этапом существования обычая, работы по античности подчеркивают его роль на этапе становления древнегреческой медицины.
Впоследствии, по мере расширения научных медицинских знаний, обычай вотивных приношений будет в первую очередь связан с религиозным мировоззрением. Отсюда - фрагментарность его описаний в работах, относящихся к более поздним этапам истории. Однако следует помнить, что отойдя от профессиональной медицины, обычай вотивных приношений сохранял свою роль в массовом сознании и поэтому не может не представлять интереса для дальнейшего исследования. Музейные коллекции вотивов позволяют ставить и изучать такие вопросы, как характер заболеваний, по поводу которых совершались вотивные приношения, символика изображений и ее трансформация, история обычая у восточнославянских народов.
ЛИТЕРАТУРА