Три с половиной века тому назад основоположник материалистических традиций Френсис Бэкон заключил, что "наука - это сила". Ее достижения умножают богатство общества и открывают невиданные перспективы роста интеллектуальной мощи человеческого разума. Среди почти двух тысяч существующих ныне научных дисциплин есть две, которые систематически изучают опыт науки. Первая - это философия, сосредоточившая свое внимание на общих закономерностях развития человеческого знания, а вторая - история естествознания и техники, сосредоточившая свое внимание на истории научно-технического прогресса и его исторических закономерностях. Обе эти дисциплины достигают своих целей на основе качественного анализа фактов науки, куда включаются и существенные открытия ученого, и судьбы отдельных научных дисциплин.
Среди всех проблем этого рода в диалектике социального бытия значительной представляется ценность научного труда и его творческий характер. Еще в XVII в. Рене Декарт, изучая индивидуальную продуктивность труда людей науки, высказал свое мнение о том, что люди, открывающие истину, похожи на тех, кто, "начиная богатеть, легче делают дальнейшие приобретения..." [3, 308]. Это сравнение Декарта предвосхитило сформулированный позже закон ускоренного движения науки и его математическое истолкование.
Одной из первых фундаментальных работ по общему науковедению была книга "Общественная функция науки" английского мыслителя Джона-Десмонда Бернала, изданная в 1939 году, в которой впервые была сформулирована проблематика этого направления исследований, указано на необходимость базировать разработки на материалах истории НТП, сочетая количественные и качественные методы исследования, используя научный, исторический и социологический подходы. Бернал Д.Д. представил в своей книге среди многих ответов на вопросы большинство характеристик, присущих науковедению, в том числе социальные функции науки, взаимосвязь и взаимообусловленность процессов ее развития с другими сторонами жизни общества. Бернал сформулировал концепцию современной науки как организованной силы, которая получила признание многих ученых XX в., в частности известных естествоиспытателей С.Ф. Пауэлла, П.Л. Капицы, Р.Л. Синга, П.М. Блакетта и других видных исследователей основ науки - Д. Прайса, Ч. Сноу, Дж. Пиля. Многие ученые развивали идеи, обозначенные Берналом, в частности В. Буш, Ч. Сноу, С.И. Вавилов, Н.А. Несмеянов, М.В. Келдыш, Н.И. Семенов и др.
Синтезирующими характеристиками науки было определено превращение ее в непосредственную производительную силу, в массовое явление, имеющее свои задачи, функции, систему управления (координации). Это позволило не только сформулировать, но и наполнить новым содержанием концепцию науки как целостной системы, применить в ее исследованиях опыт социологии, истории науки, использовать проведение наукоемких экспериментов. Научные достижения не приходят сами собой, они требуют напряженной творческой работы исследователей, исключительного внимания со стороны общества, материальных ресурсов, привлечения в науку талантливых представителей общества. Научные достижения требуют роста теоретического уровня и практической результативности исследований, роста потока научных публикаций, изучения информационных связей ученых и многое другое.
Разработка основ управления наукой, ее развитием, - по существу, это был социальный заказ общества науковедению, выполнение которого надлежало людям, работающим в науке, включая научно-вспомогательный и обслуживающий персонал, работников экспериментальных баз. По оценке Д. Бернала, в 1896 г. в мире имелось порядка 50 тыс. чел., которые поддержали традицию науки, и не более 15 тыс. человек из них обеспечили познание научной сферы. Какие социальные возможности и потребности сегодня в этом плане? Как активно исследуются эти вопросы и какое внимание им отводит общество? Вопрос не простой, не легкий, но очень уместный.
Демократизация современного украинского общества все весомее заявляет о требовании коренным образом изменить отношение к научному труду. Этого требует оздоровление экономики, удовлетворение насущных потребностей людей, новые методы хозяйствования. Нынче входят в жизнь новые формы внутрипроизводственных и внешнеэкономических трудовых отношений, идет перестройка организационных структур управления, огромны изменения в развитии производительных сил общества. Поэтому сегодня новых видов техники, технологии микроэлектроники, робототехники, информатики, биотехнологии, позволяющих освоение и более эффективное использование недр земли, океана, космоса, необходимо больше, чем когда-либо прежде. Нам нужны научные учреждения, высшие учебные заведения, нужны ученые, которые бы могли обеспечить познание научной сферы и на этой основе осуществить реализацию всех целей и задач развития общества. Современному социальному движению необходимы радикальные изменения системы финансирования, материального обеспечения исследований и разработок, ускоренное использование научных достижений в практике, без чего невозможно будет переломить кризисные тенденции в развитии общества. Существенную роль в этом могли бы сыграть нормативно-правовая база, направленная на повышение эффективности академической, вузовской и отраслевой науки, материальная и моральная заинтересованность научных работников и преподавателей в осуществлении научно-технического прогресса, создание и внедрение новых научно-технических достижений с показателями высшего мирового уровня.
Современному социальному движению необходимы существенные изменения в правовом регулировании трудовых отношений в научной сфере, в том числе в оплате труда, премировании сотрудников, а также в подготовке научных кадров через аспирантуру, в аттестации сотрудников и профессорско-преподавательского состава вузов, в присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий. Среди огромного перечня проблем научной сферы важное место занимает необходимость создания предпосылок эффективной работы всех научных учреждений и организаций в рамках требований законности. В силу особенности творческого труда, в силу того, что трудовая деятельность работников науки непосредственно связана с подготовкой научных кадров, с нормами авторского и изобретательского прав, с защитой прав труда ученых, место и роль научного творческого труда требуют неотложных мер в организации науки в Украине. Отечественная наука способна сыграть неоценимую роль в обновлении страны, строительстве украинской государственности, превращении Украины в могучую державу.
В связи с тем, что технический прогресс выступает как результат взаимодействия человека и техники, - без человеческого ресурса практически невозможен никакой прогресс техники. Поэтому человек с его способностями и деятельностью выступает воплощением достижений научно-технического прогресса и научно-технической революции. Рост хозяйственных и политических задач украинского государства требует экономически и социально обеспеченной политики, прогрессивного развития научной сферы, решающего поворота к преодолению тенденции невосприимчивости научно-технического прогресса, которая сложилась еще в советские времена.
Научно-исследовательская работа состоит из весьма различных процессов:
- получение данных в результате экспериментов и наблюдений;
- сбор информации - фактов и концепций;
- разносторонний их анализ;
- выработка новых выводов и обобщений;
- апробация их на практике или в научном обиходе;
- оформление полученных научных результатов;
- координация и организация научных работ и др.
Эти процессы неравнозначны по трудоемкости и творческим задачам. Подсчитано, что отношение творческой работы к нетворческой составляет величину порядка 1:6 - 1:9 в различных отраслях науки и научных направлениях [6, 125]. Творческий научный труд обусловливается рядом признаков: новизной, оригинальностью, уникальностью, неповторимостью, вариантностным характером, решением, риском, доказательностью информации и результатов. Эти признаки предопределяют требования к личности ученого. Что касается научного творчества, то оно развивается от проблемы к теории. Исходным его пунктом является общественная практика с ее потребностями. Здесь возникает идея. Затем начинается ступень перехода от проблемы к ее решению, для чего требуются факты, сбор которых осуществляется с помощью наблюдения и экспериментов. После этого следует выдвижение гипотезы, ее проверка, доказательность и нахождение истины - научной теории, научного открытия.
Научное открытие представляет собой мысленное отражение объективной закономерности, доказательство идеи, гипотезы, открытия. Открытие создается в результате фундаментального теоретического научного исследования, цель которого - изучить законы, расширить знания, сопоставляя явления. Промежуточным звеном между фундаментальными теоретическими исследованиями и внедрением их результатов в практику являются прикладные исследования. Они обусловлены фундаментальными работами, на основе которых устанавливают возможность получения новых процессов. На достижениях фундаментальных и прикладных исследований основываются опытно-конструкторские разработки (ОКР), в результате которых создаются опытные образцы нового процесса или явления. Важной частью опытных разработок являются проектирование, испытание образцов или опытных моделей, т.е. их практическая реализация. Внедрение образцов новых процессов и явлений в практику является ничем иным, как процессом использования полученных знаний, который позволяет практике восходить на более высокую ступень своего развития.
Совокупность различных социальных явлений от проблемы до научного открытия есть не что иное, как основные звенья цепи научного творческого труда, другими словами, технология процесса творчества. Отдельные стадии научного творчества отличаются друг от друга целью, результатами и способами их достижения. Поскольку субъект научного творчества - личность, то весьма практическое значение приобретают свойства личности, ее интуиция, фантазия, вдохновение, теоретическое мышление, любовь к познанию нового, мобильность, избирательность в запоминании, практичность суждений, самостоятельность, предусмотрительность. Поскольку ученому приходится прогнозировать явления, то существенную роль в технологии творчества играет умение личности обдумывать и предвидеть следствия творческих действий, уметь наблюдать и целенаправленно сосредотачиваться. Важное значение, как свойства личности ученого, приобретают сообразительность, упорство, умение излагать свои мысли. Зарубежный ученый Прайс считал, что научным творческим трудом могут заниматься не более 5-6 % населения. Правда, есть и другие мнения. Некоторые ученые считают, что способность к этому труду можно развить и тем поднять процент способных к научной деятельности.
Формирование личности, готовой к осуществлению научного творческого труда, процесс чрезвычайно сложный. Например, для того, чтобы человек был способным к "генерации" идей, ему необходимо развить свои интуицию, воображение, теоретическое мышление и мобильность. Обоснование идей требует критичности ума, наблюдательности, целенаправленности и предусмотрительности. Реализация идей невозможна без сосредоточенности, упорства в труде, целеполагания. Многие творческие способности личности формируются посредством особых форм обучения, при этом не исключаются наследственная предрасположенность и задатки. Доказано и установлено, что творческое мышление человека развивается в условиях "проблемных" ситуаций, которые воспринимаются как противоречие между знанием субъекта и знанием за его рамками. Проблемный метод обучения требует соответствующих учебников, методических пособий, технических средств обучения.
Формирование исследователя начинается в вузе, когда студент участвует в деятельности студенческого научного общества, научно-исследовательских разработках, студенческой практике. Приобретение различных знаний влечет за собой изменение человека, его взглядов, интересов, поведения. Вслед за этим изменяется образ существования человека. Студент в эти годы приобретает не только знания, но и исследовательские навыки и умения. В частности, можно выделить такие, как: умение применять знания фундаментальных законов и принципов философии; умение ставить эксперименты; обрабатывать и обобщать результаты, систематизировать их; умение использовать современные методы научных исследований и осуществлять их критический анализ; умение быстро осваивать новые приборы, оборудование в исследованиях; умение самостоятельно работать с научной литературой; умение размышлять по существу определенной информации, критически оценивать ее достоинства; умение правильно организовать свой труд; знать методику умственного труда.
В современных высших учебных заведениях существует уже немало форм привлечения студентов к научной работе, ее эффективной организации [7]. Среди них лаборатории и лабораторные работы, практикумы, курсовые, дипломные исследования, индивидуальные планы обучения, факультативы, спецкурсы, СНО, семинары по свободной программе, работа которых планируется и осуществляется с учетом индивидуальных способностей. Эффективной формой привлечения студентов к творческому научному труду являются научные семинары, которые предполагают реферирование научной литературы, овладение изложенными в ней основными идеями и методами. Практическую ценность при этом представляют такие материальные и моральные стимулы, как, например, присуждение премий лучшим научным работам, рекомендации их к публикациям, публикации в сборниках научных студенческих работ, рекомендации на работу, в аспирантуру и пр. Привлечение к научному творчеству студентов есть устойчивый путь воспитания творческих способностей и привития исследовательских навыков.
На качество подготовки студентов к научному труду влияют многие другие факторы. В частности, оценка участия в научно-исследовательских разработках, наличие за годы обучения не только исследовательских навыков, но и наличие опубликованных творческих работ. Вузовский период для студента является очень важным в том плане, что он выявляет склонность к научному творчеству и активному его формированию. Для этого необходимо обеспечить единство учебного процесса и научной деятельности студентов, привлеченных к творческому труду, использовать кадры высокой квалификации и осуществить оснащенность учебного процесса современным оборудованием и тем самым оснастить позиции познания.
Среди всех факторов практическую значимость имеет знания широкого профиля и навыки познания окружающего мира. Фундаментальные знания во многом зависят от постановки научно-исследовательских разработок в вузе, от форм соединения обучения с научной деятельностью; не исчерпали себя формы объединения обучения с научной деятельностью научно-исследовательских институтов, повышение их роли в обществе на современном этапе.
На современном этапе особую ценность приобретают исследования эффективности научного труда, связанного с внедрением ступенчатого образования как дифференцированного обучения и планомерного пополнения подготовки, отбора и распределения кадров, способных к творческому труду в научной сфере. Важный при этом момент - проверка деловых качеств будущего ученого путем применения психо-технической оценки пригодности лиц к конкретному виду деятельности с помощью тестов. Главной целью в этом процессе представляется отбор наиболее способных индивидуумов. Так называемые тесты творчества, которые используются при этом, включают в свою орбиту такие мотивы прихода индивидуума в научную сферу, как, например, интерес к специальности, склонность к научной деятельности, лучшие условия труда, подражание родителям, производственный опыт или же какие-либо другие, в том числе личные, причины.
Развитие науки, подготовка научных кадров, организация внедрения результатов научных исследований в хозяйственную жизнь страны и другие сферы жизни требуют необходимых условий, ибо это есть не только проявление свободы научного творчества, но и проявление в нем объективной необходимости со стороны общества. Научное творчество способно обеспечить руководство и координацию научных исследований и разработок, подготовку научных и научно-педагогических кадров, содействовать творчеству, рационализаторству и изобретательству.
Современная Украина стартует в новую жизнь. Получив национальную независимость и суверенитет, она строит свободное, демократическое общество. У нее возникли новые цели и новые задачи. Используя прежний прогрессивный опыт развития как основу своего старта, Украина может достигнуть прогресса во всех сферах жизни. Возрождение государственности как исходные цель и задача не может не привести ее к необходимости использования потенциала творческого научного труда. Иного пути к прогрессу нет, ибо знание - это основной капитал общества. Чем скорее украинское общество начнет решать задачи научной сферы, тем скорее будут достигнуты поставленные цели, решены намеченные задачи общества. "Наука - сила" не только во времена Френсиса Бэкона, но и сегодня, на рубеже XX - XXI веков. Обеспечение концентрации ресурсов академической, вузовской и отраслевой наук на приоритетных направлениях социального и научно-технического прогресса (где главная фигура - человек, его социальные институты, формы взаимодействия, системы научно-технической информации со всеми ее элементами и атрибутами) является сегодня и целью, и задачей, и принципом нашего развития. Цель - это мыслительный результат, задачи - это совокупность комплексных интеграционных действий, которые необходимо осуществить во имя достижения цели. Принцип - это закон, в котором проявляются причинно-следственные связи. Цель, задача и принцип в их единстве составляют ту закономерную технологическую цепочку, по которой украинское общество осуществит свой прогресс, и в первую очередь, экономический.