АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ВОЗДЕЙСТВИЯ СЕКТ ОСОБОГО ТИПА РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩНОСТИ НА МОЛОДЕЖЬ

Т.С. Оленич
Донецкий национальный университет

Рассматривается влияние деятельности сект - особого типа религиозной общности - на формирование духовности молодежи. Указано на такие негативные проявления культовой практики сект - психокодирование, гипноз. Отмечены пробелы в законодательстве Украины в вопросах религии, особенно регистрации религиозных объединений. Обосновывается важность духовного поворота молодежи к традиционной религии - христианству.

Задумываясь о путях выхода Украины из трудной, во многом драматичной ситуации, в которой она оказалась с начала 90-х годов, нетрудно понять, что наряду с социально-экономическими и политическими факторами большая роль будет принадлежать культурному прогрессу. Все это будет напрямую связано с системой образования и воспитания народа, формированием у него высокой духовности. В философии разработаны ее критерии: "Праведная духовность - целостная сово- купность идей и чувств добра и любви, возвышенного и прекрасного, совести и милосердия, жажды знаний и сохранения мира с другими людьми и природой. Отсутствие духовности ведет к пороку и преступлениям, расслабляет волю, порождает неверие в достижение справедливости. В этой связи крайне важно помочь каждому человеку в формировании его личной положительной духовности.

Как оппозиционное течение по отношению к церкви в нашем обществе выступают секты. Так, известный исследователь сектантства Савельев С.М. дает следующие типологические характеристики секты: наличие религиозно осмысленного социального протеста, критика и отрицание вероучения и культа господствующего или "материнского" направления; выработка собственного учения, сакрализирующего программу нравственного самосовершенствования; абсолютизация истинности своего учения, фанатичная приверженность ему, наличие замкнутой организации.

Секты, широко используя принцип воздействия "бомбардировка любовью", отрицая церковную догматику и культовую практику, вырабатывают свои "рецепты" взаимодействия личности и мира.

Согласно концепции профессора Семеновой Т.М. (МГУ) секты представляют "религии "Нового века". Культ в этих новых общинах предпочтительно коллективный, используется техника психологического манипулирования. Организации религий "Нового века" действуют как мощные межнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом, имеют филиалы во многих странах мира. Семенова Т.М. делит секты на пять групп: неоориенталистские культы, неохристианские объединения, сайентологическое направление, новая магия, спиритизм, сатанинские группы.

Проблема распространения сект в молодежной среде через технику изменения сознания является актуальной. По данным управления по делам религии, национальностей и эмиграции Донецкой облгосадминистрации, в Донецкой области зарегистрированы 870 религиозных организаций. Свыше 200 действуют без регистрации, так сказать, на общественных началах. Эти организации навязывают наиболее внушаемой части возрастных групп - подросткам с их гибкой психикой - установки и поведение.

"Психическая заразительность тем сильнее, где возраст моложе и ум не велик", писал представитель старой российской школы психологии С. Брухарский в 1926 г.

В последнее время сектанты технически оформляют свои идеи в религиозное шоу. По мнению К. Лоха, заведующего Лабораторией психологических исследований, такие "техники вредны настолько же, насколько любое оружие". Так, в 1977 году лионский суд приговорил к трем годам заключения сотрудника сайентологического центра популярной в наше время секты за непредумышленное убийство - один из его пациентов свел счеты с жизнью. При вступлении в сайентологические центры прозелит подписывает "Вступительное заявление/соглашение и отказ от притязаний". В нем предлагается взять на себя следующие обязательства: добровольно отказаться от права разрешать разногласия и конфликты в гражданском судопроизводстве, от помощи адвокатов, согласие принять "любые и все, известные и неизвестные, негативные последствия, как-то: повреждения, потери или разрушения, связанные как со здоровьем, так и с имуществом" и тому подобное. Выходит, человек, пришедший в центр и подписавший этот договор лишается элементарных конституционных прав.

Практика "курса лечения" приводит к печальным последствиям - человек психически калечится. Все эти львиные рычания, трехчасовые рыдания и прочие чуде- са, используемые на одитингах (сайентологических консультациях) - это не комедий- ное шоу. Последствия крайне серьезные: ломается судьба, человек бросает семью, оставляет школу, ВУЗ.

Мировая общественность запрещает и контролирует деятельность сайентологов.

На марсельском, как и на лионском, процессе были предъявлены обвинения, связанные с повседневной деятельностью сайентологов, их финансовыми махинациями, их идеологией, которая, по заключению психологов, на практике выражается в опасных "манипуляциях с психикой": тесты на проверку личности, "декларации о религиозных обязательствах сроком на миллиард лет", "черная пропаганда" против врагов секты и, в первую очередь, продажа "услуг", "пасторских советов", "сеансов духовного очищения". В этом аспекте характерна история врача- кардиолога, который в 1990 году, подписав чек на 132 тысячи франков за "лечение" у сайентологов, обратился с жалобой в полицию. Как он сам рассказывал, у него после "лечения" был период, когда он путешествовал во времени и пространстве, воображал себя мумией фараона, доисторической ящерицей. Есть жалобы и на шантаж, к которому прибегают саентологи, используя данные, полученные во время одитингов6.

В целом все факты свидетельствуют о том, что секта, проповедующая бредовый курс сайентологии, больше походит на предприятие тоталитарного характера, чем на духовную ассоциацию.

Опасность сайентологов, как и других тоталитарных сект, заключается в том, что они атакуют самую уязвимую часть общества - людей, страдающих нервными расстройствами. Для этой аудитории центральная посылка сайентологии - научить каждого быть счастливым, раскрыть внутренние резервы личности - выглядит вполне привлекательно.

Не меньший вред психике наносят такие секты, как Церковь живого слова, Церковь сайентологов, мунитов, Церковь унификации Сен Мен Муна, Дети Бога Бергса, Церковь Белого Братства и др. В ноябре 1998 года общественная организация "Комитет по спасению молодежи" возбудила в суде иск о запрещении деятельности "Свидетелей Иеговы", число которых в Москве превышает 10 тысяч, а по всей России их не менее 250 тысяч. Им вменяется в вину негативное влияние на психику людей, особенно - подростков, разрушение семей (похищения детей или уход их из семьи в общину без ведома родителей), доведение членов общины до самоубийства и т.п. С запада же проникают и так называемые "восточные культы", то есть течения традиционных восточных религий (индуизм, буддизм), но выросшие на почве западного "общества всеобщего потребления". Появляются и агрессивные, эсхатологические секты, христианские и нехристианские, чье разрушительное воздействие на личность неоспоримо (АУМ СИНРИКЕ, Белое братство и другие). Такие настроения и проявления характерны для обществ переходного типа, переживающих глубокий и всесторонний кризис.

Для того чтобы сделать из человека "зомби", нужны регулярные воздействия. Всем известно, что "Белые братья" уходили в общину полностью и там обрабатывались по "полной программе". После этого вернуть человека к жизни - длительная и высоко- квалифицированная работа. К тому же духовно незрелый человек может стать "рабом секты". Ведь здесь вера навязывается, а не предлагается как свободный выбор. В худ- шем случае посещение сект в конечном счете влияло на решение расстаться с жизнью. Проповедники многих сект ставят своей целью распрощаться с земным миром и уйти в бессмертие. При этом проповедник иногда обладает таким гипнотическим даром, что провоцирует на самоубийства всю свою паству. Так, в станице Старовеличковской в 1999г. произошло 17 суицидов среди подростков на религиозной почве7. Одна из версий - предпосылки самоубийств кроются в деятельности секты сатанистов.

Свое влияние на Украину сейчас стремятся распространить секты, действующие в России. В их числе "Московская церковь сатаны", "Южный крест", "Черный ангел", "Черное братство", "Черный дракон". Проявления сатанизма дают о себе знать в Киеве, Львове, Ровно, Николаеве, Севастополе, Донецке. Главные заповеди сатанистов: человек лишь одна из разновидностей животного мира. Сатана олицетворяет все грехи, поскольку они ведут к физическому и эмоциональному удовлетворению, наслаждению плоти. Церковь Сатаны поддерживает такие виды сексуальных проявлений, как бисексуальность, гомосексуальность, супружеская неверность. Большинство руководителей сект сатанистов специалисты признают душевнобольными и полагают, что они нуждаются в принудительном лечении в психодиспансерах.

Бесспорно, названия сект различны, но общим является их содержание - "спиритуализация научных знаний и достаточно корыстное применение элементов религии"8. Лидеры сект, как правило, преследуют чисто земные и преимущественно неблаговидные цели. Ссылка же на "высшие" ценности, универсальную мудрость, откровения свыше - лишь средства их достижения. Амплуа религиозного "мессии" дает дополнительные способы воздействия на людей: возможность выдать свои воззрения и распоряжения за высшую истину, требовать во имя ее беспрекословного повиновения. Таким образом, лидерство в сектах является харизматическим.

Молодежь доверчиво обращается к "религиям Нового века" в поисках высших ценностей, подлинно человеческих отношений. Но, пройдя через всю изощренную систему психотехники, духовного манипулирования, быта коммун, "семей", ошрамов, через жесткие руки "учителей", "отцов", они оказываются изолированными от общества, лишенными всякой индивидуальности, превращаясь в "титанов" или "жизнерадостных роботов".

Психически здоровый человек может "побезумствовать" на одном собрании, проповеди и останется в норме. Однако наивно надеяться, будто человек свободен от "воли стаи, воли толпы". Социологи, изучающие психологию массовых движений, давно смотрят на сборище людей, на толпу, как на некое единое существо. Оно имеет свою логику действий, часто отличную от логики каждого, кто входит в нее. При этом толпа, как всякая стая, полностью подчиняет себе действия отдельного человека. Когда совершаются массовые бесчинства толпы, потом участники их, оправдываясь перед судом, говорят, что сами не понимают, как могли все это творить.

Историческая судьба сект неодинакова: "Одни из них через определенный промежуток времени прекращают свое существование, другие постепенно превращаются в новые церкви и деноминации".9

Ст. 35 Конституции Украины гарантирует право на свободу совести, свободу мировоззрения и вероисповедания. Каждый гражданин Украины может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Это право закреплено Законом Украины "О свободе совести и религиозных организаций" (1991)10.

Но эти законы дают возможность руководителям многих сект зарегистрировать их как религиозные организации. Достаточно придумать устав и иметь десяток последователей старше 18 лет. Так, в городе Мариуполе Донецкой области на один традиционный христианский приход приходится примерно 3 организации современных нетрадиционных культов.

Законодательство и политика нашего государства в вопросах религии в настоящее время является несовершенной. Необходимо жестче контролировать порядок регистрации и деятельности новообращенных, зачастую прозападной направленности организаций. В этих условиях возрастает роль регулирования данной сферы общественной жизни средствами политических и правовых институтов. Реальное функционирование свободы совести включает в себя не только плюрализм и свободу выбора соответствующего мировоззрения (религиозного, безрелигиозного или атеистического), но и ответственность религиозных институтов за социальные последствия своей проповеди. Необходим поиск компромиссов, снижение конфронтации, обеспечение приоритета прав личности во всех важнейших сферах государственной и общественной жизни. При городских советах должны работать консультационные организации опытных психологов, которые способны определить степень безопасности религиозной деятельности неофитов. Для психического здоровья граждан эти вопросы должны широко рассматриваться в СМИ Украины. В противном случае мы рискуем потерять в грязных сектантских волнах наших детей.

  1. Платонов Г.В., Косычев А.Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) // Вестник Московского университета. - сер.7. - 1998. - №2. - С.3.
  2. Савельев С.М. В мире разочарований, надежд и иллюзий. - Ленинград, 1982.
  3. СемЈнова Т.М. Современные нетрадиционные культы // Религиоведение. - М., 1994. - С. 172.
  4. Лох К. Техника изменения сознания - это игра с огнем // Комсомольская правда №10. - (538). - 1999г.
  5. Известия "Продавцы неба" № 171.
  6. "За рубежом" №40 (2000) 1999. - С. 9
  7. Снегирев Ю. Портрет явления: дети-самоубийцы // Комсомольская правда, 8 февраля 2000г.
  8. Митрохин Л.Н. Религии "нового века". - М., 1985. - С. 284.
  9. Яблоков И.Н. Религия как общественнiй феномен // Религиоведение. - М., 1998. - С. 284.
  10. Закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях" - Ведомости Верховной Рады Украины, 1991. - №25.