Вечные имена отечественной философии: Сергей Андреевич Подолинский (1850 - 1891)

В.Г. Попов
Донбасская государственная академия строительства и архитектуры

В последние десятилетия в отечественную философию и науку возвращается творчество Сергея Андреевича Подолинского. Оно тесно связано с универсальной (философской) и естественнонаучной картиной мира, с историей национально-культурного и демократическо-социалистического обновления общества в нашей стране и за рубежом. Цель небольшой биографической справки - познакомить донецкого читателя (в условиях дефицита местной литературы по теме) с жизнью и идеями этого замечательного новатора.

Человек больших дарований, яркая личность - Сергей Андреевич привлекает внимание своей неординарной и трагической биографией, девизом которой вполне может служить: "Светя другим - сгораю!". В судьбе этого человека есть многое, что напоминает творческие искания и личные трагедии его знаменитых современников - гуманиста Фёдора Михайловича Достоевского и ниспровергателя мировоззренческих догм Фридриха Ницше.

Со многими известными современниками Сергей Андреевич был знаком лично или состоял в переписке. Тем не менее большинство его работ было опубликовано анонимно. Это дало основание выдающемуся отечественному учёному Владимиру Ивановичу Вернадскому считать С.А. Подолинского "забытым научным новатором". Видя в нём одного из предшественников учения о биосфере и ноосфере, В.И. Вернадский писал: "История идей, относящихся к энергетике жизни, взятой в рамках космоса, указывает на почти непрерывный ряд мыслителей, учёных и философов, приходивших более или менее независимо к одним и тем же идеям, но не углублявших поставленные ими проблемы (...) Мы находим краткие, но совершенно ясные указания, мысли и факты на энергетическое отличие живого от мертвого - уже в трудах основателей термодинамики - у Р. Майера, В. Томсона (лорда Кельвина), Г. Гельмгольца. Эти указания не были поняты и оценены (современниками - В. П.). Уже позже и самостоятельно, рано умерший С.А. Подолинский понял всё значение этих идей и старался их приложить к изучению экономических явлений. Эти идеи играют большую роль в концепциях философов, в философии Г. Берг-сона в особенности" [1].

Сергей Андреевич Подолинский родился в имении родителей - в селе Ярославка Звенигородского уезда Киевской губернии - в июле 1850 года. Передо мной его портрет - портрет духовного аристократа, неуловимо напоминающий облик Григория Саввича Сковороды: высокий лоб, тонкие черты лица, прекрасные кельтские глаза. - Откуда все это? Романисты начинают, обычно, историю своих героев за год до их рождения. Генеалогия жизни и творчества Сергея Андреевича уводит нас на столетие раньше, к его старшим родственникам - активным участникам общественной жизни России, Франции и Речи Посполитой второй половины XVIII столетия.

О его прадеде по отцу - Науме Подолинском - сведения не сохранились. (И это понятно. В те времена представители неаристократического сословия редко сохраняли фиксированную память о прадедах.) Сын канувшего в Лету предка, Иван Наумович Подолинский был воспитанником Киевской духовной академии, служил по судейской линии и выслужил чин действительного статского советника. Его сын - Андрей Иванович (отец Сергея Андреевича) - получил хорошее образование в Петербурге, имел славу стихотворца, печатался в литературных альманахах пушкинской эпохи, встречался в повседневной жизни и в литературных салонах с А.С. Пушкиным и А. Мицкевичем. За литературные заслуги Андрей Иванович был жалован Петербургским двором званием камергера. В 1838 году он женился на княжне Марии Сергеевне Кудашевой, числившей в числе своих предков, помимо русско-тюркских корней, представителей польских (Потоцкие) и французских аристократических фамилий (Шуазели и Гуффье), в том числе деда Мари-Габриеля-Флоранс-Огюста Шуазеля, посла Людовика XVI в Константинополе, который эмигрировал в Россию при Екатерине II.

Французский прапрадед С.А. Подолинского родился и жил в "век Просвещения". Он был членом двух французских академий (по разряду античной культуры и этнографии провинций Оттоманской империи), интересовался современным бытом народов страны пребывания. Сохранив верность династии Бурбонов, Шуазель-прапрадед не вернулся в революционную Францию. Туда он приедет умирать только после Реставрации. Собранная им коллекция "антиков" и поныне хранится в Лувре.

Сын посла-эмигранта, прадед Сергея Андреевича, - граф Октавий Шуазель-Гуффье - верно служил новой родине, воевал в армии Суворова в чине подполковника. Первым браком он был женат на фрейлине царского двора графине Виктории Феликсовне Потоцкой. Их дочь Матильда-Жозефина приходится бабушкой Сергею Андреевичу.

По линии тетки - дочери другого родовитого предка, деда - херсонского предводителя дворянства князя Сергея Даниловича Кудашева, - С. А. Подолинский находился в двоюродном родстве с выдающимся представителем отечественной философии Николаем Александровичем Бердяевым.

Экскурс в родословную семьи Сергея Андреевича дает возможность акцентировать плодотворное пересечение различных культурных и этнических линий в семье-династии Подолинских и показать, насколько парадоксальны историческо-ментальные корни создателей отечественной культуры. Правнук француза и польки, потомок украинцев и (обрусевших еще с XVII века) тюркских князей-мурз, он ощущал себя украинцем, просветителем по культуре и социалистом по убеждениям - защитником обездоленных народных масс от Таврии до Галиции и от Берингова пролива до Прованса. Убеждения Сергея Андреевича Подолинского сложились не стихийно, а стали плодом оригинального мировоззренческого синтеза фактов естествознания и анализа социальных противоречий в пореформенной России и в викторианской Западной Европе.

Другими словами, он принадлежал к поколению молодежи, представители которого, по свидетельству современника, носили в одном кармане "Кобзарь" Тараса Шевченко, а в другом - "Капитал" Карла Маркса. Украинские народники -"хлопоманы" - уже в то время были готовы говорить "мужикам": "земля ваша, заводы и пр. - также, средство (изменения формы собственности - В. П.) - захват путем народной революции" (С. А. Подолинский - В.Н. Смирнову от 17.05.1875).

Получив домашнее воспитание в имении отца, Сергей Андреевич Подолинский семнадцати лет поступает на естественное отделение физико-математического факультета Киевского университета, которое оканчивает с отличием в 1871 году и получает степень кандидата естественных наук. Семидесятые годы были периодом активного народническо-социалистического движения и С.А. Подолинский включается в работу революционных кружков в Киеве и в Петербурге. Ищет он и своё место в жизни. Позже (в письме к В.Н. Смирнову) Сергей Андреевич писал: "наш идеал расселиться по всей Украйне ... Некоторые женились на крестьянках и теперь также иные думают поступить" (С. А. как бы предчувствует свою судьбу - в 1877 году он женился "на дочери небогатого полтавского землевладельца"). В 1872 году С.А. Подолинский уезжает за границу для продолжения образования и приобретения профессии медика, которая помогла бы ему "уйти в народ".

В Париже С.А. Подолинский слушал лекции знаменитого ученого Клода Бернара, о котором позже опубликовал статью в журнале "Дело" (1879). Своё медицинское образование Сергей Андреевич продолжает в Цюрихском университете и в Физиологическом институте в Бреславле (Германия). Здесь в 1876 году он защитил диссертацию и получил ученую степень доктора медицины. (Позже, во время пребывания в Бреславле в 1877 году, Иван Петрович Павлов, будущий академик и лауреат Нобелевской премии, ознакомился с результатами научных исследований С.А. Подолинского и, "примыкая к данным Подолинского" (слова И.П. Павлова), использовал их в своих научных исследованиях.) Медицинский факультет Киевского университета, после дополнительных испытаний, в свою очередь, присвоил С.А. Подолинскому "степень лекаря".

Совмещая получение медицинского образования с общественно-политической деятельностью, С.А. Подолинский посещает Львов (тогдашний Лемберг), Вену, Париж и Лондон. В Цюрихе он общается с революционно настроенными студентами из России и Галиции. В Лондоне С.А. По-до-линский лично (при посредстве П.Л. Лаврова) знакомится с К. Марксом и Ф. Энгельсом. (Еще в Киеве, будучи студентом, С.А. Подолинский получил представление об экономической теории К. Маркса, изучая работы Н.И. Зи-бера.) В цюрихском окружении Сергея Андреевича революционно настроенные студенты из России обсуждали идеи Д. Рикардо, А. де Сен-Симона, Э. Кабэ, Т. Мальтуса, спорили о роли в российской истории Степана Разина, о месте славян в мировой истории, о последствиях грядущей революции для судеб цивилизации.

Сергей Андреевич принял деятельное участие в издании подпольного революционно-демократического журнала "Вперёд!". Его энергию и весомый материальный вклад в издание журнала отметил властитель дум российской молодёжи того времени П.Л. Лавров, который поручил С.А. Подолинскому написать для журнала историю Интернационала. Через год (в 1873-1874 годы) С.А. Подолинский выступил в журнале с большой статьей "Очерк развития Международной ассоциации рабочих". В качестве гостя он присутствовал на заседаниях пятого (Гаагского) конгресса I Интернационала, где симпатизировал выступлениям анархистов и иронически относился к солидаристскому поведению группы "центристов", направляемой К. Марксом и Ф. Энгельсом. Сергей Андреевич в письме к П.Л. Лаврову отметил наметившийся организационный разнобой в деятельности Интернационала. Впрочем, в статье "Socialisme, Nigilisme, Terrorisme" он критиковал и лавристское понимание социализма.

За границей С.А. Подолинский бывал в семье А.И. Герцена, полемизировал с Э. Бернштейном. Последний с удивлением отмечал, что его собеседник "глубже задумывался над этими (философско-историческими проблемами в учении географического детерминизма - В.П.) вопросами, чем многие другие, и среди них и я". В ходе издания журнала С.А. Подолинский наладил связи с русскими (И.С. Тургенев, Н.И. Зибер, С.И. Бардина, сестры Фигнер и другие) и украинскими общественно-политическими деятелями (М.П. Драгоманов, О.С. Терлецкий, М.И. Пав-лик) того времени, но создать сеть корреспондентов-распространителей журнала "Вперёд!" в Украине и на Юге России он не смог.

В 1875 году он пишет (а в 1881 году переиздаёт на французском языке) свою крестьянско-социалистическую утопию "Паровая машина" ("Молотильня"), в которой изображается будущее общество "красивых и здоровых, хорошо одетых людей, работающих с песнями и шутками". Это - мир, где земля стала общественной, заводы и фабрики - тоже. Весь продукт труда принадлежит производителям, а директора, выбранные трудящимися артелей, "ничего не крадут". В брошюре явственно слышны отзвуки марксовой теории. В 1876 году С.А. Подолинский издает в Женеве другую работу "Про багатство та бiднiсть". Она переиздавалась еще четыре раза: на польском (дважды), белорусском и французском языках. Книги С.А. Подолинского были запрещены в обеих империях: Российской и Австро-Венгерской.

По возвращению в Россию Сергей Андреевич (через окружение жены - Н.А. Андреевой, брак с которой оказался для С.А. Подолинского край-не неудачным) косвенно оказался причисленным к народническо-террористической группе радикалов и причастным к литературной деятельности А.И. Желябова и П.Б. Аксельрода. К индивидуальному террору Сергей Андреевич, однако, относился крайне отрицательно. Как и Ф.М. Достоевский (который не принимал "счастливого будущего" через "слезу хотя бы одного ребёнка"), он не хотел будущего социалистического рая, если для его приближения необходимо будет пожертвовать жизнью 400 людей. Этим он навлёк в свой адрес язвительные реплики П.Л. Лаврова.

Продолжая свою социалистическо-просветительскую деятельность, С.А. Подо-линский пишет работу "Труд человека и его отношение к распределению энергии" (её варианты переведены на немецкий, французский и итальянский языки), о которой надо говорить отдельно более подробно. Тогда же, в 1880 году, он выпустил первый, как оценивают специалисты, украинский учебник политической экономии (и первую экономическую историю Украины) "Ремесла i фабрики на Украiнi". Здесь он интерпре-тирует историю Украины как часть всемирной истории человечества. (К сожалению, это единственная работа С.А. Подолинского, которой в настоящее время располагает центральная библиотека города Донецка). Одновременно он пишет (в соавторстве с М. Драгомановым и С. Павликом) национально-демократическую "Программу" журнала "Громада", а также статьи о социальных процессах и движениях в Англии и Западной Европе. Всего за С.А. Подолинским числятся 52 работы.

Написанные (и подписанные) Сергеем Андреевичем брошюры и статьи социалистического направления в журнале "Громада" вызвали раздражение при царском дворе и его отец, камергер этого двора, связал оказание семье сына материальной помощи с отказом сына от революционной деятельности.

К этому времени Сергей Адреевич с женой и детьми находился в эмиграции. Он был тяжело болен и проходил курс лечения во Франции. Отношения в его большой и малой семье напоминают перипетии сюжета драмы А.М. Горького "Васса Железнова". Только реалии жизни семьи Подолинских несли противоположные ценностные нагрузки. Мать увезла без-надежно больного Сергея Андреевича в Киев и приложила немало хлопот для возвращения её единственного из оставшихся в живых (и скитавшегося по Франции и Англии) малолетнего внука - сына Сергея Андреевича. Этот ребёнок испытал в детстве, не без помощи матери-нигилистки, судьбу, аналогичную бедам Козетты романа "Отверженные" Виктора Гюго. В поисках внука родители С.А. Подолинского просили помощи (и получили её) у русского царя Александра III и королевы Британской империи Виктории. Найденного внука бабушка выкупила у матери-нигилистки за 25 тысяч рублей - гигантской по тем временам сумме. Позже 15-летний сын Сергея Андреевича скажет этой своеобразной матери при встрече: "Я вас не знаю, мадам. Вы меня продали". Подросток-сын смог, наконец, увидеть скованного тяжелым недугом отца. Интересна и другая подробность: сын социалиста и нигилистки - Сергей Сергеевич Подолинский оказался двоюродным братом известного российского реформатора Петра Аркадьевича Столыпина.

Умер Сергей Андреевич Подолинский в Киеве в июле 1891 года. В 1970 году на родине - в селе Ярославка (теперь уже Черкасской области) была установлена стела в честь 120-летия со дня его рождения. Будет ли отмечено 110-летие со дня смерти С.А.Подолинского в этом 2001 году, неизвестно. Пусть этот набросок, основанный на биографических разысканиях разных авторов, станет еще одним напоминанием об этом замечательном и бескорыстном представителе отечественной культуры.

    ЛИТЕРАТУРА
  1. Вернадский В.И. Очерки геохимии // Вер-надский В.И. Избр. соч. - Т. 1. - М.: Изд-во АН СССР, 1954. - С. 218.