Нравственность в механизме самоорганизации современного общества


Филипенко Н.А.
Донецкий государственный университет экономики и торговли им. Туган-Барановского

Волошко И.Е.
Донецкий государственный институт искусственного интеллекта

В статье рассмотрена проблема: роль нравственности в мире технократии. Перестройка жизни в современной Украине охватывает экономику, социальный климат, а эволюция личности остается вне сферы внимания. Применение технических знаний, их распространение зависит от социальной структуры, ее способности дать свободу таланту, творчеству, инициативе, разумно реализовать научно-технические возможности.

Человечество ускоряет и направляет течение геохимических процессов на основе знаний о жизни земной коры. Но это течение может зайти в тупик, если окажутся недостаточные знания о нравственности, гуманизме, идеалах, добре и зле и их соотношении в обществе.

Изменяя облик планеты, люди замечают неразрывную связь своих действий со структурой Земли как в пространстве, так и во времени. Люди начинают понимать, что их творения - это продукт мысли и научно-технической революции. Они осознают, что человечество на современном уровне НТП не может делать всё, что ему заблагорассудится, что оно ограничено в своих действиях. Наука служит человеку для удовлетворения его потребностей. Благодаря ей люди создают мощные орудия труда, правильно организуют производственные процессы, координацию, управление, предвидение, расчёт и учёт степени риска. Научные знания, научные мысли стали на современном этапе планетарным явлением и фактором всемирной истории. На рубеже II-III тысячелетий накопившиеся знания приобрели совершенно новые возможности, изменили жизнь людей. Радио, телевидение, вычислительная техника, выход в космос, овладение ядерной энергетикой, генная инженерия, пластиковые материалы предоставили человеку такие блага, о которых наши предки и мечтать не могли. Все это изменило мысли людей, их понимание мира, хотя нельзя не заметить, что наряду с позитивным эти же самые возможности привели к таким негативным явлениям, таким трудностям, которые человек даже не мог предвидеть. Одно из этих явлений - возможность самоуничтожения. Опасность реализации этой возможности заставляет людей учиться жить в гармонии с Природой, не загрязнять окружающую среду, сохранять генофонд и тропические леса... Трагедия Чернобыля продемонстрировала таящуюся опасность в ядерной энергетике, а ведь станции по производству ядерной энергетики такой модели уже сегодня покрывают всю наиболее промышленно развитую часть планеты Земля. Правда, угрожает человечеству не только атом. Кислотные дожди уничтожают рыбу и многое другое живое в реках, озерах, морях. Все это напоминает нам об опасности в случае, если люди перешагнут запретный порог допустимого. Это не может не волновать людей, не заставлять их размышлять о днях наступающих, об изменении течения реки жизни. Природа требует сегодня оптимально разумного использования ее потенциала. В связи с этим становится необходимым определение общепланетарной стратегии, позволяющей сгармонизировать взаимоотношения человека с Природой, построить их на основе всестороннего, объективного научного анализа ученых и специалистов самых различных профессий. Те умы, которые уже сегодня работают над решением этих проблем, предполагают, что для увязки взаимоотношений Человека с Природой недостаточно только концепции общественного развития, создания международных программ, внедрения безотходных технологий, сохранения экосистем. Сегодня необходимы размышления о ноосфере, о единой картине эволюционного процесса, нужна целостная всеобъемлющая концепция о месте Человека во Вселенной. Однако на этом пути стоят многие неизвестные пока что явления и процессы, мы не знаем особенностей становления нашего миропонимания, глубочайших тайн "человеческих душ" и многое другое.

Известный русский физиолог Иван Сеченов в свое время говорил, что понять Человека можно лишь в единстве его плоти, духа и природы, частью которой он является. Становится очевидным, что для осуществления этого необходим комплексный анализ связи Человека и Природы различными науками и формирование концепции нового целостного видения мира наряду с необходимостью конкретных знаний конкретных наук для решения конкретных задач. Важнейшим элементом мировоззрения человека является его представление о мире и своем месте в нем. Эти представления меняются во времени и в пространстве, зависят от новых научных открытий. Анализ эволюции этих представлений интересен и поучителен. В истории можно наблюдать процесс, когда философские прозрения превращались в строгие утверждения, как, например, в физике макромира. Можно наблюдать, что появлялись представления о единстве Природы и Человека, о их взаимообусловленности. Но единой цельной картины мира еще не было, так как всегда недоставало эмпирического материала. Важным на этом пути является учение В.И. Вернадского о ноосфере, которое сформировалось в начале ХХ столетия.

Родился В.И. Вернадский в 1863 г. Окончив университет, он занялся изучением эволюции земной коры и роли живого вещества в этом процессе. Вернадский первым из учёных нашего века соединил в своём творчестве разнообразные науки: геологию, химию, историю, биологию и др. Он поднялся до высоких философских обобщений, осуществив синтез естествознания и науки о человеке. Он понял, что Земля и ее лик - это порождение Жизни. Затем он исследовал эволюцию биосферы. Полагаясь на результаты исследований, Вернадский заключил, что Земля - это космическое тело, жизнь на Земле - это космическое явление, возникновение Живого вещества - это естественный этап развития материи. Он был первым из ученых-естественников, который понял, что жизнь выступала "буфером" между космосом и неживым веществом Земли, способным использовать космическую энергию для преобразования планетарного вещества. Сегодня эти воззрения имеют во многом научное подтверждение. Человек появился как носитель Разума, который ускорял процессы, протекающие на планете. Породив Человека, Природа создала мощную силу своего развития. Влияние Человека на Природу, считал Вернадский, росло очень быстро и сильно. Развитие планеты направлялось силой Разума, а значит на Разум накладывалась ответственность за будущее развитие Природы. Развитие Природы и общества давно стало неразрывным, но как осуществляется переход биосферы в сферу разума - ноосферу, во многом остается неизвестным. Термин "ноосфера" возник в 1924 г. в Париже на семинаре при обсуждении доклада Вернадского. Его предложил французский исследователь Э. Леруа. Термин прижился быстро, но сам Вернадский им стал пользоваться лишь в последние годы своей жизни. Термин "ноосфера" толкуется как сфера разума. Ноосферой называют часть биосферы, на которую воздействует Человек и преобразует ее. Иногда переход биосферы в ноосферу означает освоение человеком биосферы. Есть научные суждения о том, что ноосфера - это состояние биосферы, когда Человек своим могуществом обеспечивает прогресс Природы в своих интересах.

Жизнь человека тесно связана со строением земной коры, она входит в её механизм и в нём исполняет определённые функции. Человек на поверхности планеты выступает как некая геологическая сила. Он творец и созидатель, он воздействует на природу Земли. Биосфера существовала до появления Человека, и она может существовать без него, а Человек без биосферы не существует. Следовательно, чтобы совместно существовать биосфере и обществу, Человек должен регламентировать свои действия таким образом, чтобы не мешать биосфере, то есть Человек должен свое поведение поставить в рамки, подчинить его императивам Природы. Переход биосферы в новое состояние - ноосферу, то есть в новую эру своего развития, не может произойти автоматически, это будет сложный процесс выработки новых принципов согласованных действий и нового поведения людей, новой нравственности, новых стандартов и идеалов, новой организации общества, которая бы обеспечила гармоничное развитие, эволюцию биосферы и Человека. Значение учения Вернадского заключено в том, что оно объединило эволюцию живой и неживой материи, породило новое видение процесса развития материального мира, его единства.

Что изменилось с той поры, когда Вернадский обозначил рассматриваемую проблему? В 1981 г. ученые из Швейцарии Г. Бининг и Г. Рорер создали так называемый туннельный микроскоп, с помощью которого можно было видеть отдельные атомы, "подцепить" атом и поместить его в нужное место. Это открывает новые возможности в принципе собирания из атомов, будто из кирпичиков, любого вещества, любого предмета или его копии, как это сегодня делает ксерокс, воспроизведения известных форм жизни, создания их искусственным путем, ранее не доступным синтезу, причем материалом для создания выступает окружающая среда - земля, вода, воздух. Уже сегодня ученые умеют собирать атомы и молекулы в некие конструкции. Все это относится к так называемым нанотехнологиям, которые оперируют величинами, сопоставимыми только с размерами атомов. Сегодня уже нанотехнологии широко используются в промышленных масштабах индустриально развитых стран. Нанотехнологический контроль изделий и материалов, то есть контроль на уровне атомов, стал уже обыденным (например, производство DVD-дисков, матрицы которых контролируются на нанотехнологическом уровне). В Японии широко используются микроскопические приборы. Нанотехнологии позволяют интегрировать Человека с машинами или другими существами. Это может быть и хорошо и плохо, может принести зло, коварство. История эволюции поучительна и таким примером, как возникновение философского направления во второй половине XIX в., которое названо научным "материалистическим иммортализмом", изучающим естественнонаучные основы возможности радикального и бесконечного продления жизни человека. Тогда это была чистая теория - научный иммортализм. Ныне - это уже реальные возможности воплощения теории в практику с помощью нанотехнологий и др. Поразительно открытие в биологии И. Абульядайем в Великобритании, повернувшее вспять биологические часы внутри человеческой клетки. Тем самым был обнаружен путь кардинального омоложения клеток, доведение их до состояния, в котором они находились на момент образования в эмбрионе. Идут поиски и ответы на сложные вопросы смысла жизни и смерти. Но пока невозможно продление жизни средствами генной инженерии, молекулярной медицины, путем переноса человека в компьютер; энтузиасты идут на замораживание тела с последующим оживлением, то есть через криобальзамирование. В США замораживание тел умерших введено в 50-60-е годы ХХ века и имеются хранилища с замороженными людьми, среди которых находится президент Кеннеди. Хотя практики оживления пока нет, но исследования в этом направлении ведутся. Они связаны с нанотехнологиями. Возможности наука дает огромные, но они могут быть одинаково добрыми или злыми, положительными или отрицательными. Решение этих проблем во многом будет зависеть от понимания Человеком единства Мира, его взаимосвязей и взаимообусловленностей. Сегодня уже становится очевидней необходимость представления единой картины эволюционного процесса мира на основе научных познаний, добытых комплексом дисциплин, в котором не последняя роль отводится общетеоретическим знаниям, связанным с формированием социума, его умением управлять соотношением добра и зла. На этом пути необходимо описание всех процессов и механизмов самоорганизации материи, то есть эволюции, ее характеристик. Это потребует постулирования синергизма, то есть саморазвития материи, подчиненного действию определенных законов, постулирования начала единого процесса развития, то есть скачка, взрыва, например, или чего-то в этом роде, эквивалентного, утверждающего возникновение Вселенной, Земли, Разума. Это также потребует исследования включенности истории человека в историю биосферы.

Перестройка жизни в современной Украине охватывает экономику, социальный климат, а эволюция Природы и общества остается за кадром, хотя в XXI веке эта проблема станет главной. Применение технических знаний, их распространение зависит от социальной структуры, ее способности дать свободу таланту, творчеству, инициативе, разумно реализовать научно-технические возможности. Воплощение в жизнь стратегии общечеловеческого, глобального масштаба требует усилий людей, их направленности, а значит, регламентации их поведения и действий. Дальнейший процесс возможен только при выполнении экологических императивов, а значит, систем запретов для всех стран и народов. И здесь невозможно обойтись без императива нравственного, который накладывает отпечаток на характер человеческой активности и поведения людей, на роковую черту, как, например, последствия ядерной войны, последствия применения биологического оружия, зомбирование людей и др. Агрессивность, трусость, алчность, вероломство, стяжательство, лживость, которые не изжиты сегодня, требуют гуманизации жизни, отношений между людьми. Размышляя об эпохе ноосферы, нельзя не думать о гуманизме, ибо он перестраивает Человека, создает новые ценности. Политики должны сегодня признать запреты на силу в разрешении противоречий, изменить принципы жизни, исходя из этих императивов. Сегодня, если возможности науки окажутся в одних руках, то любая неосторожность, ошибка могут привести к уничтожению всего на земле. Нужны гарантии от этого. Более надежным является коллективное управление, оно более мудрое. Люди должны учиться жить вместе. Этот императив должен стать основой новой нравственности, определяющей цели развития планеты, Вселенной в интересах людей. Согласованность действий всех стран и народов, создание для этого системы коллективного интеллекта - насущная потребность, ибо Разум Человека сделал его царем Природы, но этот же Разум может однажды стать причиной его гибели. Человек должен научиться справляться со своими творениями. Разум - это форма бытия живых существ. Разум способен обеспечить эволюцию Природы и Человека - в этом его назначение, его миссия. Разум может использовать для этого средства коллективных решений, институты согласия, компромиссы и плоды коллективного творчества. Кооперация в этих вопросах, коллективные решения, согласование действий - вот важные механизмы самоорганизации социальной материи. Формы кооперативного поведения, мораль и нравственность, гуманизм и гуманизация способны обеспечить совместное существование, предотвратить стихийные разрушения, конфликты и обеспечить выживание человечества в эпоху ноосферы. Изучив интересы людей, глобальные проблемы, волю людей и их идеалы, можно выработать нестандартные решения, обеспечивающие прорыв к новым рубежам человеческой цивилизации.

Человечество ускоряет и направляет течение геохимических процессов на основе знаний о жизни земной коры. Но это течение может зайти в тупик, если окажутся недостаточными знания о нравственности, гуманизме, идеалах, добре, зле и их соотношении в обществе. Люди не имеют права забывать о роли нравственности в определении цели развития Земли, принципов взаимосвязей и взаимообусловленностей современного материального мира, стандартов и идеалов в развитии новой организации коллективной жизни, формировании механизма самоорганизации современного общества.

    ЛИТЕРАТУРА
  1. Введение в философию / Под ред. Л.Н. Никитина - Киев: Абрис, 2000.
  2. Гумилев Л.Н. Биосфера и импульсы сознания // Природа. - 1978. - №12.
  3. Зыбцев В.Н., Мясников О.Г. Социология. - Донецк: Лебедь, 1999.
  4. Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. - М., 1982.
  5. Моисеев Н.Н. Численные методы в теории оптимальных систем. - М., 1971.
  6. Петров Ю.А. Предмет теории // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. - М.: МГУ. - 1999. - №1.
  7. Фирсов В. Жизнь вне Земли: Пер. с англ. - М.: Мир, 1966.