Девиантное поведение подростков как гуманитарная проблема


Нечитайло В.Н.
Донецкий медицинский университет

Клевец Г.В.
Донецкий институт социального образования

В статье анализируется феномен девиантного поведения подростков, указывается ряд причин возникновения и виды девиантного поведения. Рассматриваются концепции отечественных и западных психологов и социологов.

Тема работы актуальна, так как девиантное поведение подростков - одна из сложных психологических и социальных проблем.

Одной из сложных психологических и социологических проблем является девиантное (отклоняющееся) поведение подростков. Анализ учёными данной проблемы свидетельствует о резком увеличении и продолжающемся росте подросткового нигилизма, жестокости, агрессивности, преступности. Учёные фиксируют, что чем труднее подросток, тем больше опасности он представляет для себя и окружающих. В связи с этим актуальность проблемы не вызывает сомнения.

В различных науках девиация квалифицируется как отклонение от групповой нормы, которой является механизм, регулирующий общественную жизнь и укрепляющий единство общества. Если этот механизм не срабатывает, то последствиями этого отклонения будут изоляция личности, её лечение, тюремное заключение или другое наказание. По статистическим данным разных наук девиантное поведение наблюдается с разной степенью развитости во всех странах.

Учёные западных стран давно исследуют причины возникновения девиантного поведения, в результате чего сформировалось несколько концепций.

В частности, психологическое объяснение этой проблемы выдвинул Фрейд. Его психоаналитическая теория объясняет возникновение девиации конфликтами свойственными личности.

В свою очередь Шоу и Маккей предложили социологическое объяснение данной проблемы. Их концепция "социальной дезорганизации" предполагает, что девиация многих видов возникает тогда, когда культурные ценности, нормы и социальные связи отсутствуют, ослабляются или становятся противоречивыми и не адекватными.

Такие исследователи, как Турк, Квинни, Тэйлор, Уолтон и Яне в своей теории "радикальной криминологии" утверждают, что девиация является результатом противодействия нормам современного западного общества с его доминантой на капитале.

В теории аномии Мертона источник девиации усматривается в разрыве между целями общества и социально одобряемыми способами их достижения.

Селлин, Миллер, Сатерленд, Клауард и Охлин в своих исследованиях попытались понять суть данной проблемы и выдвинули социокультурные гипотезы. Они видят причину девиации в конфликтах между нормами субкультуры и господствующей культурой.

То есть девиантное поведение является социально-психологическим и правовым фактором в жизни общества и исследуется различными науками во всех государствах мира.

В отечественной науке девиантное поведение квалифицируется как противоречащее нормам социального поведения в том или ином сообществе. По мнению наших учёных, оно включает антидисциплинарные, антисоциальные делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Учёные полагают, что причины девиантного поведения могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и её реагирования. По их мнению, чаще всего это поведение является реакцией детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Наши специалисты считают, что оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогами, но и врачами. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, воспитания и социального окружения.

Одной из причин девиантного поведения психологи называют отношение ребёнка к своему телу (комплекс неполноценности). Может возникнуть пассивное отношение к физической слабости, либо желание компенсировать свои недостатки в другой сфере, либо попытаться их исправить. Закомплексованность порождает бурные психоэмоциональные аффекты. И наоборот, уверенность в своём анатомическом сложении порождает в сознании и поведении людей социально-психологическую адекватность.

Другим важным фактором поведенческой нормы и патологии нашими учёными фиксируется время и степень полового созревания. Преждевременное половое развитие ведёт к эмоциональным расстройствам, нарушению поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность). Медицинская статистика показывает, что при задержанном половом развитии появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления. Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний. Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При столкновении подростка с непониманием его стремления к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11-13 лет у мальчиков и в 13-15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. Старших подростков волнует право на самостоятельность, они ищут своё место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Однако целеустремлённость и настойчивость в этом возрасте всё ещё уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность - со стеснительностью, романтизм - с прагматизмом и цинизмом, а потребность в нежности - с садизмом. То есть, по мнению отечественных психологов, социологов, врачей и юристов, причиной девиантного поведения вполне могут стать общественная и индивидуальная культура общества и подростка, когда развитие личности связано с социально-экономическим положением и полом. Подросток в некоторых сферах жизни может оказаться неприспособленным и тяжело переживать свою несостоятельность. Кроме того, причиной девиантного поведения могут стать также социальные роли подростка, их освоение часто происходит с трудом, что приводит к эмоциональному напряжению и нарушению поведения. Среди психологов имеется мнение, что специфика пубертатного периода определяется не физиологическим созреванием организма, а возникновением феномена удвоения реальности личности. Учёные полагают, что этот феномен вызывается не развитием и трансформацией психики, а неадекватным отношением взрослых к изменившемуся ребёнку. Личностный кризис особенно сложен для ребёнка, так как он уже вплотную приблизился к уровню психического развития взрослого, что вызывает личностную реакцию взрослого на поведение ребёнка, к ребёнку трёхлетнего и семилетнего возраста взрослые относятся "свысока", понимая "неразвитость" ребёнка. А от поведения подростка взрослому отстраниться очень сложно, так как в этот период ребёнок вторгается во "взрослую" сферу.

Ребёнок с 13-14 лет воспринимает негативное поведение взрослого как личное оскорбление. Поэтому подросток может игнорировать взрослого, даже родителя. Подросток узнаёт сферу личности в процессе столкновения с ней. Через столкновение с действительностью происходит освоение реальности, телесности и сознания. Ребёнок с 13-16 лет осваивает реальность личности также через опыт употребления личностного поведения. Он ещё не знает, что такое нанести обиду, оскорбить, не выполнить обещание, и через совершение такого рода поступков ищет границы собственной личности. В этом смысле некоторые поступки подростка в начальной стадии являются пробными. И в контакте в действительностью через собственные травмы подросток находит себя как личность. Пробующее поведение подросток осуществляет не только к окружающим, но и к себе. В своих поисках подросток может перейти все границы, и здесь очень важно, чтобы отклоняющееся поведение не стало приносить удовольствие, чтобы причинение боли не превратилось в самоцель. Для перехода девиантного поведения в регулярное, констатируют психологи, необходимо несколько условий: ощущение власти, реализация чувства мести, поддержка такого поведения другим человеком. Но существует ещё и виртуальный механизм превращения девиантного поведения в регулярное. То есть девиантное поведение может стать источником гратуальных переживаний. Собственно, с подросткового периода у человека появляется возможность строить свой собственный виртуальный мир.

В результате психологического эксперимента, проведённого нами в ряде школ города Донецка, было установлено, что все участники эксперимента испытывали явные затруднения при объяснении ряда своих действий именно в подростковом периоде. Более того, говоря о сильно возросшем количестве неадекватных поступков испытуемые утверждали, что эти поступки были обусловлены конкретной ситуацией.

Изучая данную проблему, мы выбрали психические особенности подростка, а также психологические характеристики трудных подростков и составили рекомендации по коррекции их поведения. В своём исследовании мы проверили ряд гипотез: во-первых, склонность подростка к отклоняющемуся поведению, обусловленную его индивидуально-психологическими особенностями; во-вторых, подросткам, склонным к различным формам отклоняющегося поведения, свойственно чрезмерное эмоциональное спокойствие.

Своим исследованием мы подтвердили, что подростковый период обоснованно считают трудным и критическим. Такую оценку мы обусловили происходящими в это время качественными сдвигами, трудностями воспитания (подросток не поддаётся воздействиям взрослых) и тому подобным.

Кроме того, мы пришли к выводу о том, что психологические особенности возраста определяются комплексом обстоятельств - прежде всего, общественными условиями и образом жизни, воспитанием и характером его практической деятельности. Психологические особенности также связаны с половыми, типологическими и индивидуальными характеристиками возраста.

В результате своего исследования мы подтвердили основные виды отклоняющегося поведения: уголовно не наказуемое аморальное поведение; деликвентное поведение (то есть цепь поступков, провинностей, мелких правонарушений); криминальное поведение (действия, нарушающие закон и подлежащие уголовной ответственности).

В связи с этим необходимо сказать и о том, что девиантное поведение актуально уже потому, что отражает наличие преступников и преступной деятельности в обществе. Во все времена человеческой истории были преступники и преступления, поэтому одной из задач современной науки является проблема исследования преступного сознания как социального феномена.

Научный анализ данной проблемы указывает, что одной из главных деталей в преступной деятельности являются мотивации. По мнению исследователей данного вопроса, в основе мотиваций преступления лежат потребности, индивидуальные ценности, жажда наживы и т.п. То есть учёные фиксируют полимотивность преступления.

Криминологи и юристы различают три вида потребностей:

1) нормальные, соответствующие характерному для данного общества или класса типу личности и образу жизни;

2) деформированные потребности, в которых одни потребности развиты за счёт других;

3) извращенные потребности, удовлетворение которых объективно противоречит развитию личности и интересам общества.

Бесспорно, для многих лиц, осуждённых за совершение преступлений, характерны деформированные и извращённые потребности. Однако в основе их нетрудно увидеть первичные, вполне нормальные нужды в физическом и духовном комфорте, в самовыражении, социальном статусе и др.

Потребности сами по себе не могут быть антиобщественными. Асоциальны и извращенны не потребности, а средства и пути их удовлетворения.

Человек организует свою деятельность, руководствуясь не только индивидуальными, но и групповыми, коллективными, общественными интересами и ценностями. Между ними иногда возникают противоречия. Большинство преступлений имеют явно эгоистических характер. Но и преступная деятельность, вдохновляемая идеологическими и иными ценностями и интересами, тоже не редкость. Геноцид в отношении целых народов, политический террор, религиозный фанатизм - всё это не только история, но и современность.

Таким образом, преступное поведение чаще всего полимотивно. Во-первых, своекорыстие часто сочетается с честолюбием или корпоративной солидарностью. Во-вторых, почти всегда полимотивны насильственные преступления: тут и месть, и жажда власти, и безотчётная злоба, и многое другое. В-третьих, полимотивность обнаруживается не только в конфликте потребностей, но и в их параллельном влиянии. В-четвёртых, источником полимотивности выступают также внешние воздействия. Однако вряд ли в основе мотивов лежит потребность преодоления трудностей. Это означало бы потребность создавать себе проблемы, чтобы их преодолевать.

Анализируя данную проблему, учёные приходят к выводу о том, что девиантное поведение человека не в последнюю очередь связано с формированием его психики в условиях определённой социальной среды.

К области общественных наук следует отнести и науку о высшей нервной деятельности человека. По мере развития науки о высшей нервной деятельности несомненно возникнут ещё более тесные связи её с общественными науками. Только на этой научной базе можно создать организации для правильного воспитания и обучения людей. Только на этой научной базе можно искать правильные формы организации труда и досуга человека. И главное, только на научной базе можно создать здоровую эффективную структуру общества.

Потребность - фундаментальное явление высшей нервной (психической) деятельности, движущая сила поведения вплоть до преобразующей мир деятельности человека. Вот почему личностные тесты должны быть системой методических приёмов, дающих возможность ответить на вопрос о том, в какой мере ценностные ориентации данной личности определяются её витальными, социальными и идеальными потребностями, направленностью на себя и на других, тенденциями сохранения и развития. Подобно тому как потребности человечества в целом есть продукт всемирной истории, набор и соотношение потребностей каждого отдельного человека есть продукт истории его жизни, индивидуальных условий его воспитания, его онтогенетического развития. При всём значении природных задатков и способностей личность формируется под решающим влиянием конкретной социальной среды.

Формирование такого набора и такой иерархии потребностей воспитуемого, которые наиболее благоприятны для развития общества и реализации личности во всём богатстве её потенциальных возможностей, достигается двумя путями:

1) непосредственным воздействием на сознание и подсознание субъекта с помощью имитационного воспроизведения поведенческих эталонов;

2) через вооружение субъекта социально ценными способами и средствами удовлетворения его потребностей, исключающими их уродливые социально неприемлемые трансформации.

Подлинная воспитанность предполагает не одно лишь знание норм и не соблюдение принятых в обществе правил с целью награды или ухода от наказания, а невозможность нарушения принципов, ставших внутренними регуляторами действий и поступков.

В современной зарубежной социологии исследуется целый ряд научных концепций и трактовок личности: ролевая концепция, концепция личности Фрейда, поведенческая концепция, деятельностный подход, социализация личности и др.

Одной из фундаментальных концепций в психологии личности является ролевая концепция, которая рассматривает личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Социальная роль - это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности.

Проблему человека также рассматривал З. Фрейд и видел в человеке систему нужд, а в обществе - систему запретов, табу. Модель личности по Фрейду представляет собой трёхуровневое образование: низший слой (Оно), средний слой (Я), верхний слой (Сверх - Я). Это модель личности, которая постоянно обороняется от общественного давления и находится в конфликте с социальным окружением.

Поведенческая концепция рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы, но обязательно социальные по своему источнику, которым владеет и распоряжается общество.

Таким образом, в результате филогенетического анализа данной проблемы мы приходим к заключению, что ни один из приведённых вариантов понимания личности не исчерпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматривает отдельные её проявления.

Одной из актуальных проблем современной науки является проблема соотношения внутренней культуры с психоэмоциональной системой личности. Это соотношение формирует сознание, мировоззрение, психику человека, влияя на его психосоматическое состояние. Так, компонентами внутренней культуры личности являются индивидуально сформированный уровень внутреннего состояния психики человека, общеобразовательный, духовный, мировоззренческий и социальный уровень развития личности, а также сформированная внутренняя линия поведения в системе окружающего мира.

Внутренняя культура личности детерминирует и напрямую связана с психоэмоциональной системой человека, являющейся важной составной частью личности. Основными формами проявления культурного детерминизма эмоций являются чувства, настроения и даже аффекты, стрессы и тому подобное. Более развитая внутренняя культура в большей степени позволяет человеку справиться со своими аффективными состояниями. Чем выше уровень знаний, духовный мир человека, шире и глубже мировоззрение, культура мышления, тем выше сознание человека как показатель его психического состояния.

Например, знания и информативность личности снимают эмоции, корректируют эмоциональный настрой и поведение человека, которые принимают более социокультурные формы. Человек с более высокой внутренней культурой успешнее преодолевает аффекты и наиболее способен к снижению отрицательной реакции воздействия раздражителей. Грамотный, образованный, волевой человек стремится избавиться от астенических настроений и поддерживать стенические. То есть эмоции могут рассматриваться как критерий внутренней культуры личности.

Таким образом, исследование проблемы девиантного поведения подводит нас к выводу о том, что, во-первых, это социально-гуманитарная проблема, которой должны заниматься социологи, психологи, юристы, врачи; во-вторых, девиантное поведение, это серьёзная научная проблема, которую необходимо решать комплексным методом всем наукам; в-третьих, девиантное поведение не всегда определяется экономической зрелостью государства и также требует своего исследования со стороны социально-экономической проблематики этого вопроса.