Знания об энергоинформационных процессах как средство формирования мировоззрения сотрудников органов внутренних дел


Рыжков Э.В.
Донецкий институт внутренних дел МВД Украины

В статье обосновывается необходимость совершенствования воспитательной работы среди сотрудников органов внутренних дел Украины. Предлагается подход к обнаружению его эффективных механизмов с позиции синтеза научного и религиозного знания, демонстрируется взаимосвязь религии и права на примере подготовки ведомственных нормативно-правовых актов. В работе подвергнуты критике как номотетический и догматический, так и идеографический метод познания природы человека, его духовно-нравственных начал и идейных установок.

Чтобы существенно повысить эффективность работы с кадрами автор предлагает использовать открытия в области энергоинформационных наук.


Возлюбленные!
мы теперь дети Божии;
но еще не открылось, что будем.
Знаем только, что, когда откроется,
будем подобны Ему, потому что
увидим Его, как Он есть.
Первое послание Иоанна (3:2).

По мере поступательного развития общества к сотрудникам органов внутренних дел предъявляются все более высокие требования. Относится это не только к профессионализму, но и к личностным качествам стражей порядка. Завтра полицейскому без улыбки, радушного отношения к людям просто не будет места [1]. А сегодня все чаще звучат слова об актуализации моральных критериев сотрудников и их деятельности в сфере борьбы с преступностью [2], [3]. Встает реальная задача поиска путей совершенствования профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел, прежде всего в вопросах формирования их качественного прогрессивного мировоззрения. Актуальность пересмотра системы личных ценностей объясняется уже не модой на высокие слова и не конъюнктурными интересами, а реальной необходимостью. Сотрудник правоохранительных органов в силу самого своего формального статуса призван быть на порядок выше среднего интеллектуального, морального и духовного уровня, который имеет место в обществе [4]. Он должен стать реальным образцом для подражания, примером бескорыстного служения людям и Богу (в религиозном аспекте). Мировоззрение сотрудников должно стать фундаментом для их будущих профессиональных успехов, достижений вне службы, гармонии и счастья в личной жизни.

На наш взгляд основой такого мировоззрения является система ценностей, содержащаяся в классических религиозных учениях, которые, следует отметить, служат основой для подготовки и ведомственных нормативно-правовых актов по вопросам морали и этики. Наряду с неоспоримыми преимуществами такого подхода нельзя не усмотреть и один из существенных недостатков в этих учениях - их догматичность, которая предполагает необходимость восприятия нормы должного поведения на веру [5]. Полностью осознавая реальное значение веры в качестве изначального фактора будущих человеческих достижений на пути духовного прогресса, мы тем не менее считаем, что для современной молодежи, в т.ч. курсантов учебных заведений системы ОВД, одного этого постулата оказывается недостаточно. Чаще всего относительно низкий уровень их сознания не позволяет целенаправленно накапливать информацию для формирования качественного мировосприятия, с тем чтобы необратимо стать на путь личного духовного развития. Переход количества получаемой информации в качество должного поступка не происходит из-за малого количества этой информации. По закону такой переход возможен лишь при накоплении информации до определенной критической массы (количества). Однако при отсутствии интереса со стороны курсантов к рассматриваемой тематике самостоятельная осознанная работа в этом направлении ими чаще всего не ведется. В связи с этим одной из основных задач профессорско-преподавательского состава и курсовых офицеров наряду с регулярной передачей мировоззренческих знаний является формирование у курсантов интереса к самостоятельному их получению, разъяснение необходимости этих знаний для будущей жизни и службы.

Личный пример офицера и педагога здесь является определяющим. К его проявлению нас подводит житейская мудрость, а также обязывают положения ведомственных нормативных актов, одним из которых является Этический кодекс работника органов внутренних дел Украины [6]. В соответствии с ним сотрудники должны быть образцом честности, тактичности, культуры общения, в том числе словесной, как во время служебных, так и во внеслужебных контактах. Несмотря на абсолютную состоятельность норм данного кодекса и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность ОВД, у них имеется общий "недостаток", свойственный и положениям религиозного знания, - необходимость воспринимать положения норм должного поведения как догму. В этих нормах отсутствует разъяснение, почему следует поступать именно так, а не иначе. Применительно к указанному кодексу ответ прост: не будешь соблюдать - может последовать наказание вплоть до увольнения из органов. То есть в этом случае эффективность реализации этических норм основывается, прежде всего, на страхе перед возможными негативными последствиями. Именно это и закрепляет п. 11 кодекса, где речь идет о том, что работник органов внутренних дел должен быть готов понести ответственность в случае несоблюдения взятых на себя обязательств. Эта формулировка для курсантов является куда более сдерживающим фактором, чем обещание "гореть в адском огне" в случае нарушения предписываемых норм поведения, о чем говорится в Библии. Следовательно, эффективность соблюдения норм должного поведения основана, прежде всего, на понимании неотвратимости наказания. И если это наказание прослеживается не явно, не сразу, а в отдаленной перспективе, то несовершенное человеческое сознание может кое-что и игнорировать. Такой подход является следствием элементарного недостатка знаний об истинных процессах, происходящих с человеком при взаимодействии с окружающим миром и себе подобными. Следовательно, для того чтобы изменить ситуацию к лучшему, необходимо дать курсантам недостающие знания. Воспитание через страх состоятельно лишь на начальном этапе. Но по мере роста человеческого сознания, - страх должен уступить место осознанному восприятию более высоких идей. Единственная его разновидность, которая является состоятельной - это страх перед Богом за нарушение его законов. Но и в этом случае страх Божий является первой ступенью на пути к Божественной мудрости (Прит. 9:10).

На наш взгляд, пришло время для того, чтобы и в первом (применительно к правовым нормам) и во втором (применительно к религиозным нормам) случае активно использовать потенциал современной науки. Ученые уже приоткрыли завесу тайны внутренних процессов, происходящих с людьми как при межличностном общении, так и в целом в процессе их жизнедеятельности, тем самым в достаточной мере объяснив целесообразность должного поведения. Речь идет об энергоинформационных процессах, которые способны привести к существенному повышению уровня человеческого сознания и коренным изменениям мировоззрения в лучшую сторону за достаточно непродолжительный промежуток времени [7]. Подтверждением тому является накопленный нами опыт использования таких сведений в процессе преподавания курса оперативно-розыскной психологии, а также положительная реакция ученых и практиков на подобные сведения в ходе их обнародования на научно-практических семинарах и конференциях, в частности, в Национальной юридической академии им. Ярослава Мудрого (Харьков, сентябрь 2000 г.) и Донецком институте внутренних дел МВД Украины (Донецк, октябрь 2000 г.).

По мере информированности человека наблюдается следующий процесс: пробуждается интерес к теме; положительные чувства и эмоции вытесняют отрицательные; формируется новая система ценностей; меняются жизненные ориентиры и приоритеты; меняется мотивационная сфера при принятии решений; проявляются лучшие человеческие качества; повышается уровень сознания; пробуждается душа; возрастает духовный потенциал. В итоге человек становится лучше. Для закрепления положительного эффекта, как и в любом другом деле, здесь требуется регулярность (особенно на начальном этапе) и продолжительность, зависящая от индивидуальных особенностей личности. В силу того, что знания об энергоинформационных процессах доступны для понимания практически каждому мало-мальски грамотному человеку, а также то, что они вызывают неподдельный интерес у подавляющего большинства людей, можно говорить об их способности привести к положительным результатам в достаточно короткие сроки.

На наш взгляд, научные знания об энергоинформационных процессах являются одним из наиболее перспективных направлений современного и будущего развития науки о человеке и обществе, эффективным средством совершенствования практики деятельности сотрудников правоохранительных органов, формирования их должного мировоззрения.

Основным преимуществом этих знаний является то, что они, дополняя догматические предписания, дают человеку представление и понимание жизненно важных для него процессов, наглядно показывают неоспоримые стратегические преимущества позитивного мышления и правильного (по заповедям) образа жизни и поступков.

    ЛИТЕРАТУРА
  1. За нинішньої матеріальної бази складно робити "революцію" // Іменем Закону Богомольця, 10. - 2000. - № 44. - С. 2.
  2. Долженков О.Ф., Думко А.Ф., Козаченко І.П. Оперативно-розшукова діяльність як правоохоронна функція кримінальної міліції. - Одеса: НДРВВ ОІВС, 2000. - 134 с.
  3. Регульський В. З досвіду морального виховання особового складу на засадах християнської етики та співпраці з релігійними установами // Вісник Львівського інституту внутрішніх справ. - Львів: Львівський інститут внутрішніх справ при НАВС України, 1999. - С. 12 - 16.
  4. Сливка С.С. Поняття моральної культури юриста та її складові елементи // Вісник Одеського інституту внутрішніх справ. - 2000. - № 1. - С. 143.
  5. Рыжков Э.В. Научное объяснение сути заповедей как компенсация неприятия религиозной догмы // Наука. Релігія. Суспільство. - 2001. - № 1. - С. 141-142.
  6. Етичний кодекс працівника органів внутрішніх справ України (схвалений колегією МВС України 5 жовтня 2000 року № 7км/8) // Іменем Закону Богомольця, 10. - 2000. - № 44. - С. 5.
  7. Рыжков Э.В. Энергоинформационная основа установления контактов с несовершеннолетними // Закон і підліток: Матеріали обласної науково-практичної конференції. - Донецьк: ДІВС, 2001. - С. 140-143.