Перспективы развития экономики в свете христианского учения (христианское учение о экономике)


Сафин А.Р.
Донецкий институт экономики и хозяйственного права

За прошедшее время прогресс в материальном производстве осуществлялся очень быстрыми темпами (особенно в последние 100 лет). Успехи в материальном производстве породили у части общества представление о правильности данного пути развития человечества.

Но начиная с 50-х годов XX столетия стало очевидным, что данный путь ведет человечество к критической черте. Глобальные кризисы заставили многих людей задуматься о системе ценностей и идеалах технического прогресса.

В работе утверждается необходимость практического применения общечеловеческих моральных ценностей в сфере экономических отношений, а также определяются цели экономического развития общества.


Мир без врагов, мир, живущий взаимной любовью, - новое безрассудное желание,
противоречащее самой природе, которая даже у животных установила: сильный
подавляет слабого, позаботившись лишь об ограничениях. Воистину неумен человек!
Он и тут замахивается на невозможное, что не предусмотрено матерью природой.
Но матерь природа непредусмотрительно обделила нас крыльями, а мы все-таки
летаем. Разве поднялись бы мы в воздух, если б в глубине веков неподготовленный
человек с безрассудной страстью, вопреки природе не пожелал заведомо
невозможного - хочу летать! Хочу, и все тут, без всяких на то оснований.
И основания были добыты позднее. Слава тем, кто заражает род людской
неисполнимыми желаниями.
В. Тендряков

Перспективы развития человечества, его культуры на пороге нового тысячелетия снова находятся в центре внимания не только политиков и ученых, но и практически большинства людей планеты.

Культура (цивилизация), представляя собой совокупность элементов жизни человека, которые составляют образ жизни как отдельного индивидуума, так и общества в целом, распространяется на все стороны человеческой деятельности и общественных отношений. Но различные части культуры в определенные исторические эпохи развиваются неодинаковыми темпами.

Так, появление христианства - это фактически революция в духовной жизни человеческой цивилизации. На протяжении последующих 2000 лет наши достижения в духовном развитии незначительны. Как указывал И.В. Гете, который считал себя язычником, высот нравственной культуры христианства мы никогда не превзойдем [8, с. 19].

За прошедшее время прогресс в материальном производстве осуществлялся очень быстрыми темпами (особенно в последние 100 лет). В результате сегодня мировое сообщество все больше ассоциируется с экономической системой, а техника, естествознание, экономика, переживая стремительный взлет, начинает как бы самостоятельную, бездуховную жизнь, вне контроля со стороны человека и в отрыве от гуманитарных целей и ценностей [1, с. 186].

Успехи в материальном производстве породили у части общества представление о правильности данного пути развития человечества. И это вполне объяснимо, ведь в современном мире лишь экономическая деятельность обеспечивает необходимые средства для существования людей. Но начиная с 50-х годов XX столетия стало очевидным, что данный путь ведет человечество к критической черте. Глобальные кризисы заставили многих людей задуматься о системе ценностей и идеалах технического прогресса.

Сможет ли человечество в ближайшей перспективе достичь значительного прогресса в социально-экономической сфере - будет зависеть от комплекса факторов, и в первую очередь от того, будет ли достигнут прогресс в духовном развитии человека.

Это не наше открытие. В данной статье мы лишь хотим акцентировать внимание на том, что христианское учение дало ответ на эти вопросы уже давно.

Большой вклад в анализ механизмов влияния религиозной мотивации на человека и его экономическое поведение внесли М. Вебер и С.Н. Булгаков.

Каждая из мировых религий имеет свою специфическую хозяйственную этику: систему правил, которые определяют отношение верующего к труду, материальным ценностям, богатству, взаимоотношениям в процессе экономической деятельности. В этом вопросе христианское учение отводит человеку активную роль в преобразовании мира, учит не убегать от реального мира и приспосабливаться к существующим условиям, а требует активных действий, ведущих к изменению существующего порядка, чем и вселяет веру в будущее.

Актуальность данных проблем для Украины объясняется тем, что выход из экономического кризиса, на наш взгляд, зависит не столько от наличия материальных, финансовых и технических ресурсов , сколько от консолидации общества, осознания и выбора правильных целей и путей его развития. Об этом говорит и история украинского народа. Падение Киевской Руси, утрата Украиной независимости после смерти Богдана Хмельницкого - это результат не экономической или военной слабости державы, а внутренней борьбы и междоусобиц.

Второй аспект данной проблемы состоит в противопоставлении коммунистического и рыночного пути развития Украины. В связи с этим следует отметить, что коммунистические идеи социальной справедливости и братства людей имеют христианское происхождение, о чем теперь с гордостью говорят коммунисты [2, с. 27]. В новых исторических условиях они снова эксплуатируют их в своих интересах и таким образом стремятся реабилитировать себя в глазах людей за те злодеяния, которые они совершили в прошлом.

Отказ от коммунистической идеи в последнее время во многих странах Европы мы можем объяснить тем, что в обществе, где достигнуты определенные успехи в удовлетворении материальных потребностей людей, где соблюдаются их права, свободы и христианские нормы морали, как правило, идеи марксизма-ленинизма не приживаются.

Христианское учение во главу угла развития человеческого общества ставит необходимость духовного развития и совершенствования человека, а вопросы экономические отодвигает на второй план. На наш взгляд, это вполне логично и объясняется следующими причинами.

В современном мире только человек, который соблюдает христианские заповеди, способен использовать достижения науки и техники для пользы людей. Подтверждением этой мысли служит вся история. Созданные руками людей средства разрушения и убийства сегодня в считанные часы могут уничтожить не только все живое на земле, но и саму планету. Как указывает Н. Хомский, человеческая раса представляет сегодня в определенном смысле смертельно опасную мутацию [3].

В новых исторических условиях обеспечить достижение необходимого уровня удовлетворения материальных потребностей в отдельно взятой стране практически невозможно. В рамках мирового рынка национальные экономики представляют части одного целого и в большой степени взаимозависимы. Не случайно большую угрозу миру на планете представляет углубляющийся разрыв между уровнями материального производства и благосостояния людей в различных странах. Так, на 20 % населения планеты, которое проживает в богатых державах, приходится 86 % мирового внутреннего продукта, а на такое же количество людей в бедных странах - всего 1 % [10].

Решение этих проблем в одних странах за счет других государств сегодня стало практически невозможным. Христианское учение указывает на интернационализацию всей жизни и на право всех народов достойно жить на земле. В Библии сказано, что все народы равны перед Богом и не может благополучие одних наций достигаться за счет других. Так, экономические кризисы, возникающие в одних частях света, через определенное время оказывают свое негативное воздействие на другие страны ("страдает ли один член, страдают с ним все члены, славится ли один член, с ним радуются все члены" (1 Кор. 12:26)).

Какой же выход нам предлагает Библия? Это универсальный, пронизывающий все христианское учение совет - любовь к ближнему, необходимость справедливого использования материальных богатств для удовлетворения разумных потребностей всех людей, борьба со стяжательством, "вещизмом".

Ограниченность природных ресурсов на земле - одна из причин того, что христианское учение значительное внимание уделяет необходимости разумного ограничения материальных потребностей. Если б сегодня поднять уровень потребления для всех жителей планеты до тех показателей, что достигнуты в развитых странах, то уже через несколько лет мы бы ощутили острый дефицит основных природных ресурсов, в первую очередь - энергии, и очутились бы на пороге экологического кризиса.

Какую альтернативу дает Библия? Во-первых, это путь духовного развития и совершенствования человека. Поскольку лишь человек бедный духовно часто имеет неоправданно большие, гипертрофированные потребности и стремится к поиску новых ощущений, которые он получает при помощи алкоголя и наркотиков (1 Тим. 6:9). Во-вторых, правильно используя современные научные достижения (био-, нанотехнологии, современные информационные технологии и компьютеры и т.д.) и ограничивая свои материальные потребности (духовное развитие не имеет таких ограничений), мы уже сегодня можем ликвидировать голод на планете. Не случайно Бог гарантирует людям удовлетворение их материальных потребностей: "Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и пить ... это все приложится вам" (Мат. 6: 25, 33). Другой важный источник увеличения производства продовольствия - это ограничение расходов на вооружение и другие приносящие вред человеку производства.

Не менее важной в контексте решения проблемы продовольственного кризиса является демографическая проблема. Даже Мальтус, будучи священником, не верил в возможность ее решения в условиях быстрого роста населения земли. Его предсказания в последние годы начали сбываться, что проявляется в снижении уровня обеспечения людей продовольствием.

Демографические проблемы в конечном счете также тесно связаны с проблемами духовности общества. Моральным принципам взаимоотношений в семье в христианском учении отводится одно из основных мест. Это имеет важное значение и с экономической точки зрения, поскольку обязывает детей, родителей заботиться друг о друге. "Не о себе только заботься, но каждый и о других" (Фил. 2: 4). Соблюдение христианских заповедей и мудрость людей - вот основные факторы, которые могут стабилизировать демографическую ситуацию на планете.

Особое место отводится этим вопросам в энциклике папы Иоанна Павла II, где отмечается, что "труд в известной степени является условием создания семьи, ведь семья требует средств содержания, которые на обычном пути человек приобретает благодаря труду. Труд и трудолюбие обуславливают также весь процесс воспитания в семье" [12, с. 21].

Придавая огромное значение духовным ценностям, христианское учение указывает также на необходимость материального производства как основы обеспечения достойного физического существования человека. Ведь труд постоянно сопровождает человека на всех исторических этапах развития современной цивилизации, и сегодня экономические проблемы вышли на первое место в его действиях, мыслях и чувствах. В Библии мы находим ряд высказываний, которые позволяют разрешить дилемму: духовный или материальный путь развития предпочесть обществу: "Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце: Потому что под сению ее то же, что под сению серебра; но превосходство знания в том, что мудрость дает жизнь владеющему ею" (Еккл. 7: 11). Из этого видно, что богатство играет значительную роль в жизни людей, но лишь в том плане, что служит только средством, обеспечивающим жизнь человека. В то же время, если не хватает мудрости, то никакое богатство не принесет счастья как отдельному человеку, так и государству.

Пути к богатству могут быть разными. Христианское учение поощряет тех, кто честно зарабатывает свой хлеб (1 Фес. 5:12), и осуждает тех, кто идет к богатству путем обмана и эксплуатации людей (Иак. 5). "Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы ... делать свое дело и работать своими руками... Чтобы вы поступали благоприлично пред внешними и ни в чем не нуждались" (1 Фес. 4: 10-12).

Но погоня за богатством в ущерб духовности человека может пагубно отразиться на человеке и ведет к деградации личности. Апостол Павел предупреждает: "...желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу" (1 Тим. 6:9).

Библия также указывает, что источником всякого богатства является труд (Еккл. 1:8). Поэтому богатство страны напрямую зависит от количества трудоспособного населения (Прит. 6: 6-12, 12: 24, 14: 23, 28) и умения руководителей организовать их работу.

Честный труд заслуживает всяческого уважения. Не случайно в Библии говорится о том, что все ученики Христа исключительно своим трудом добывали себе средства к существованию. Примером служит и преподобной Сергий Радонежский, который не принимал даже куска хлеба, если не считал его заработанным [4, с.367]. И даже рай как место полного достатка и радости - это не место, где человек отдается праздности, а место, где он сможет получить удовлетворение от своего созидательного творческого труда. "Я творю ... новую землю ... и [люди] будут строить домы ... и насаждать виноградники" (Ис. 65:17-21). При этом необходимо отметить особую роль духовного труда, который также важен и не менее труден, чем труд, создающий материальные блага. И только при их органическом соединении человек сможет получить удовлетворение от своей работы.

Труд, согласно христианскому учению, следует рассматривать не только как источник богатства, но и как средство развития и совершенствования самого человека. Поэтому конечной целью любого труда, выполняемого человеком, хотя бы "это был труд наиболее служебный, монотонный, в шкале обыденных ценностей просто унижающий, - всегда остается человек" [12, с. 14]. Через труд человек не только преобразует природу, обладает землей, но также реализует себя как человек, созданный по образу и подобию самого Бога [12, с. 19].

Проблема экономической деятельности человека неразрывно связана с проблемой собственности, отношения человека к результатам труда и богатствам природы. В Библии подчеркивается, что созданные трудом богатства являются собственностью их создателей. Сохранение этих богатств, их неприкосновенность есть важное условие стабильности общества. Поэтому одной из десяти Божьих заповедей является заповедь "не укради".

В Библии мы находим высказывания, которые призывают к приумножению не только духовного, но и материального богатства, поощряют инициативу и предприимчивость: "... всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет" (Мат. 25:29). И хотя это высказывание касается в основном духовных ценностей, оно вполне справедливо и по отношению к материальному производству. Ведь если руководитель рационально использует имеющиеся ресурсы, то предприятие эффективно работает, расширяет производство, своевременно выплачивает заработную плату и вносит налоги в бюджет. В противном случае убытки несет как его собственник, так и общество в целом. Таких руководителей необходимо отстранять от работы. Но проблема состоит в том, что сегодня в Украине людей, способных обеспечить эффективное управление предприятием, недостаточно.

Особенно остро осуждается лень и праздность, которые прямо ведут к бедности. "Не много поспишь, не много подремлешь, не много, сложив руки, полежишь; и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя" (Прит. 24: 33-34). Наоборот, честный труд должен справедливо вознаграждаться "...трудящийся достоин награды за труды свои" (Лук. 10: 7).

Христианское учение указывает, что отказ в справедливой оплате за выполненную работу есть не только преступление против человека, но и грех перед Богом: "Горе тому, кто... заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его" (Иер. 22: 13).

Практическое применение в сфере экономических отношений находят и общечеловеческие моральные ценности. Это в первую очередь касается честного и строгого соблюдения условий договоренностей в бизнесе. Объясняется это тем, что обман в сфере экономики очень дорого обходится как отдельным предприятиям, так и государству. Так, в Украине подрыв доверия населения к государственной политике в сфере финансов, к банковским и другим финансовым организациям является одной из причин того, что значительное количество валюты сегодня остается вне сферы легального оборота капитала и служит питательной средой для теневого бизнеса. Кроме того, определенное количество валюты оседает в иностранных банках, а инвесторы не спешат в Украину, предпочитая другие государства.

Наиболее точно необходимость соблюдения этих требований выражается в таких цитатах: "... во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мат. 7:12); Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою" (Прит. 16:8). Это означает, что экономическая выгода не должна застилать глаза человеку, толкать его на действия, которые противоречат христианскому учению. Ведь в труде он должен следовать по пути своего Создателя, иначе, как сказано в Евангелии от Луки (9:25), "что пользы человеку приобресть весь мир, а себя самого погубить ...".

Библия говорит о пути решения глобальных проблем, которые касаются дальнейшего развития цивилизации. Сегодня большинство ученых, которые работают в различных областях науки, пришли к пониманию того, что перед человечеством есть лишь два пути: развитие по прежнему направлению, что неминуемо приведет к катастрофе (Отк. 11:18), или переход к новой общественной организации [5, с. 100]. Необходимость создания новых экономических систем объясняется тем, что существующие системы не способны обеспечить достойное существование людям.

Христианское учение гарантирует людям материальные блага в разумных пределах (Мат. 6:34). На первый взгляд это утверждение может показаться нереальным, поскольку значительное количество людей на планете испытывает голод и нужду. Как мы уже отмечали, современные достижения науки позволяют обеспечить значительное увеличение производства материальных благ. Но при этом мы сталкиваемся с другой проблемой: это разумное и справедливое их распределение и рациональное использование. "Мудрое потребление гораздо труднее мудрого производства. Что двадцать человек с трудом произведут, то один легко может потребить, и вопрос жизни как для каждого отдельного лица, так и для целого народа состоит не в том, сколько он произведет, а в том, на что эти продукты тратятся" [7, с. 238].

При этом следует выделить два основных аспекта. Во-первых, необходимо ограничить расходы на гонку вооружений, запретить производство наркотиков и другие не приносящие людям пользы виды деятельности. Во-вторых обеспечить равномерное распределение результатов труда между всеми жителями планеты, поскольку существующие методы ведут к углублению разрыва между богатыми и бедными. Поэтому в Библии мы часто встречаем призыв к богатым богатеть добрыми делами (1 Тим. 6:18).

Но проблему ликвидации бедности и нищеты нельзя сводить к простому механическому перераспределению материальных богатств. Как показывает многолетняя практика оказания материальной помощи слаборазвитым странам, ситуация там практически мало меняется к лучшему. Поэтому все больше политиков и ученых приходят к выводу, что без прогресса в духовной сфере, повышения общеобразовательного и культурного уровня всего населения этих стран кардинально улучшить там ситуацию не удастся.

Таким образом, мы видим, что в новом тысячелетии не материальные условия жизни, а духовные будут определять, сможет ли человечество жить, или при помощи современных средств приведет себя к самоуничтожению (2 Пар. 1:11-13).

Из этого следует вывод, что экономика - как наука о эффективном использовании ограниченных ресурсов при производстве благ для удовлетворения потребностей людей - не может самостоятельно гарантировать бескризисное развитие цивилизации. Подтверждением этому служит тот факт, что рыночный механизм хозяйствования (как высшее достижение людей в сфере организации экономической жизни) фактически не может обеспечить решение всех социально-экономических проблем общества. Рыночный механизм (при котором главный критерий эффективности - прибыль) часто ведет к возникновению таких негативных последствий, как безработица, перепроизводство отдельных видов продукции, загрязнение окружающей среды. Для их уменьшения используется государственный механизм, который регулирует экономические и социальные процессы при помощи законов государства, которые должны соблюдаться всеми членами общества. Но если законы не будут выполняться, то это может стать причиной хаоса в обществе. Поэтому христианское учение подчеркивает необходимость для всех христиан строго соблюдать как Божьи, так и государственные законы, с уважением относиться к государственной власти, прилежно выполнять все распоряжения руководителей (Еф. б). При этом и сами руководители должны проявлять всемерную заботу о своих подчиненных, обеспечивать, необходимые условия для нормальной жизни (Еф. 6; 1 Тим. 6). В противном случае, когда господствует нечестивый, народ стенает (Прит. 29:21).

Исходя из этого, экономика должна служить средством для достижения тех целей, которые определяются обществом и служат его интересам. На основании этого можно сделать вывод, что на первое место выдвигаются не экономические, а этические проблемы: выбор правильных целей, ценностей и норм [6, с. 60]. При этом следует учитывать, что наши возможности для удовлетворения материальных потребностей значительно ограничены определенными рамками, в то время как предела духовному совершенствованию практически не существует. На это в первую очередь и нацеливает человека христианское учение.

На необходимость комплексного изучения хозяйственной жизни отдельного индивидуума и общества в целом давно уже указывают ряд ученых. Так, П. Козловский в своей статье "Этическая экономика как синтез экономической и этической теории" подчеркивает, что нельзя экономику отделить от этики [6]. Такие системы культуры, как религия, экономика и искусство тесно переплетаются в жизни общества. Поэтому теория рыночного хозяйства должна включать этические и культурные цели, определяющие спрос и предложение. Не случайно в последние годы развиваются такие направления экономической науки, как логистика, философия экономики, которые стремятся в комплексе решить как экономические, так и социально-политические вопросы.

Очень точно, на наш взгляд, эта мысль была выражена С.К. Булгаковьм: "... в действительности экономическая борьба является центробежной силой и может вестись лишь в обществе, тесно спаянном другими социальными механизмами" [11, с. 382].

Развитие мировой экономики тесно связано с экологическими проблемами. Чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, неконтролируемый рост производства и загрязнения окружающей среды - это прямой путь к экологическому кризису. Об этом недвусмысленно сказано в Откровении Иоанна Богослова.

Проблема взаимоотношений человека и природы является одной из сложнейших, поскольку экономические и экологические интересы часто вступают между собой в противоречие. На ее огромное значение для человечества обратили внимание видные ученые, среди которых следует выделить В.И. Вернадского, который первым ввел понятие биосферы и ноосферы и указал на ответственность человека за их состояние. Актуальность этих проблем особенно возросла в связи с огромным ростом технических возможностей людей воздействовать на природу. Об этом еще раз нам напомнила чернобыльская катастрофа.

Расул Гамзатов в поэтической форме так выразил эту мысль:
Наш мир - корабль. Он меньше и слабей
Его одолевающего шквала,
И в трюмах много женщин и детей,
А тех, кто может плавать, очень мало.
И если вспыхнет на борту вражда,
И если драку матросня затеет,
Что станет с кораблем, что ждать тогда
Всем слабым, кто плавать не умеет?

В Библии указано, что человек, будучи подобен Богу, занимает особое положение в мире. Это проявляется в том, что он может управлять природой и использовать ее ресурсы для удовлетворения своих потребностей. На основании этих положений некоторые защитники экологии обвиняют христианское учение в том, что оно послужило оправданием потребительского отношения к природе на Западе. На самом деле это не так. Как мудрый управляющий, человек должен рационально использовать природные ресурсы и обеспечивать их сохранность. Этому и служит, во-первых, призыв к ограничению материальных потребностей. Во-вторых, человек, руководствуясь разумом, должен познавать законы природы и использовать их в своей деятельности, чтобы не нанести вреда биологической сфере своего существования. "Кто стережет смоковницу, тот будет есть плоды ее" (Прит. 27:18).

Выбор целей и мотивации хозяйственной деятельности неминуемо выдвигает перед нами проблему свободы человека, необходимости выбора между добром и злом. В этом проявляется превосходство человека над другими земными существами. Как подчеркивал выдающийся христианский мыслитель Н. Бердяев, Бог предпочитает способность человека избирать также и зло "добродеятельному аппарату", который не имеет никакого выбора [2, с. 23]. В этом Бог добровольно ограничивает свое влияние, чтобы дать место человеческой свободе, которая должна основываться на христианских заповедях (поскольку абсолютной свободы не существует).

Таким образом, дальнейшее развитие человечества в плане материальной культуры требует объединения усилий не только экономистов, но и ученых и специалистов в области социально-политических наук. Решение этих вопросов необходимо также согласовывать и с христианским учением, поскольку вся надежда на прогресс человечества зиждется на растущем влиянии Библии, на учении, которое устремлено в будущее [8, с. 8]. В будущем человек сможет превратить землю в рай только тогда, когда он будет носить рай в самом себе [13, с. 88].

В данной статье мы коснулись лишь некоторых вопросов экономики, на которые находим ответ в Библии. Но христианское учение является универсальным, может дать нам мудрый совет в любой ситуации и на все без исключения смятенные и бесплодные вопросы человечества [10, с. 34]: "Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога" (Иак. 1:5).

    ЛИТЕРАТУРА
  1. Краус В. На пороге нового тысячелетия // Вопросы философии. - 1997. - №5. - С. 185-191.
  2. Игнатов А. Богословские аргументы в политической борьбе // Вопросы философии. - 1997. - № 7. - С. 15-30.
  3. Хомский Н. Людська раса як смертельно небезпечна мутація // Факти. - 1999. - № 10. - С. 12.
  4. Рерих Н.К. Избранное. - М.: Правда, 1990. - 527 с.
  5. Моисеев Н. На пути к новой цивилизации // Свободная мысль XXI. - 1999. - № 10. -С. 96-101.
  6. Козловский П. Этическая экономика как синтез экономической и этической теории // Вопросы философии. - 1996. - № 8. - С. 66-88.
  7. Толстой Л. Мысли мудрых людей на каждый день. - М.: Художественная литература, 1990. - 384 с.
  8. Мень А. Мир Библии. - М.: Кн. палата, 1990. - 144 с.
  9. Макдауэлл Дж. Не просто плотника. - М.: СП Соваминко, 1990. - 144 с.
  10. Кучма Л. Націю возвеличують великі цілі і діла / Виступ Президента України у Верховній Раді України 22 лютого 2000 року // Урядовий кур'ер. - 2000, 23 лют.
  11. Булгаков С.Н. Философия хозяйствования. - М.: Наука, 1990. - 412 с.
  12. Энциклика его Святейшества Папы Иоанна Павла II О человеческом труде. - Институт праксегологии, 1991. - 63 с.
  13. Основы социальной концепции Русской Православной церкви // Информационный бюллетень. - ОВЦС Московского патриархата. - 2000. - №8.