ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ РЕЛИГИИ: ПУТЬ К ИСТИНЕ И СОВЕРШЕНСТВУ


Т.С. Оленич
Мариупольский гуманитарный институт Донецкого национального университета

В работе проанализировано современное состояние религиозных конфессий в Украине. Особое внимание уделяется проблеме межконфессиональных конфликтов и расколу внутри православной церкви. Утверждается необходимость на государственном уровне пересмотреть правовой подход в области взаимоотношений государства и религии. Исследование является актуальным, так как религиозная ситуация в Украине очень нестабильна, а межконфессиональные конфликты являются деструктивным фактором построения гражданского общества.

Европейская конвенция по защите прав и основных свобод человека определила пределы свободы религий: “Свобода отдельной религии должна быть ограничена в интересах демократического общества с целью охраны общественной безопасности, для сохранения общественного порядка, здоровья или морали…” [1]. Предмет данного исследования – анализ состояния религиозных конфессий, сект; определение позиции государства и ее выражение в законодательстве в данных областях религии на современном этапе.

Исследование является актуальным, так как религиозная ситуация в Украине далеко не стабильна, существует межконфессиональный конфликт и раскол внутри самой многочисленной православной церкви. Субъектами данного конфликта являются влиятельные в Украине религиозные организации. Наибольшую напряженность в общество вносят взаимоотношения православных церквей и отношения православных с греко-католиками. Тревожны также симптомы конфликта между историческими церквями и неорелигиями, сектами, которые активизировали свою деятельность на фоне разногласий традиционных религий, обострения социальных и политических противоречий.

Современный межцерковный конфликт в Украине имеет многоплановый характер и проявляется на политическом, национальном, богословско-иерархическом и парафиальном уровнях. Одной из важнейших причин значительного обострения межцерковного конфликта в Украине в конце 80 – начале 90-х гг. было стихийное начало религиозного возрождения, слишком резкое перераспределение сфер влияния церквей, попытки насильственной и быстрой украинизации общественной жизни, в частности религиозно-церковной сферы. На религиозно-церковные отношения влияют различные проблемы развития общества, но прежде всего – политические. Часть проблем возникла по вине религиозных организаций, неуемных амбиций их руководителей, а некоторые появились по вине не церковных сил: должностных лиц, влиятельных политиков, политических партий и движений, общественных организаций. Политизированность церковной жизни достигла тогда своего апогея. Возникли массовые беспорядки на религиозной почве в Киеве, во Львове, в Мариуполе и других городах. Следовательно, церковные организации не могут полностью изолироваться от достаточно значительных колебаний общественно-политического напряжения.

В чем же заключена основная суть конфликта? В Украине среди множества религий самым распространенным и влиятельным является православие, которое на сегодняшний день составляет почти 52,6 % от общего числа религий. Выделяются три православные церкви: Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). По мнению многих теологов (О. Шуба, Г. Агабеков, А. Кураев, В. Тихоненко) в анализе проблемы подчиненности необходимо руководствоваться ее каноническим правом. Вследствие этого для выяснения канонически бесспорных критериев автокефалии прежде всего необходимо решить вопрос о праве учреждать самостоятельную церковь или даровать автокефалию. Под властью епископата Вселенской Церкви подразумевается Вселенский Собор епископов всех поместных церквей. Он правомочен даровать автокефалию только той церкви, которая канонически и юрисдикционно подчинена ей. Так что быть УПЦ автокефальной или нет - это дело не политических деятелей и отдельных религиозных лидеров, поэтому “автокефальные церкви” провозгласившие самостоятельно себя таковыми на Украине не имеют ничего общего со Вселенскою Церковью.

Существует каноническая аксиома: никто не может дать другому больше прав, чем имеет сам. Поэтому основать новую автокефальную церковь может либо епископат Вселенской Церкви, либо епископат церкви автокефальной, так как власть епископата преемственна от апостольской. Таким образом, единственный законный, канонический путь объединения православных церквей на Украине – это присоединение УПЦ КП к УПЦ, возглавляемой митрополитом Владимиром (Сабоданом) на основе канонического права.

Бесспорно, что межконфессиональные конфликты являются деструктивным фактором построения гражданского общества в Украине. Очевидно, что обеспечить стабильность и процветание современному государству может строгий правопорядок в области религиозной политики. Важнейшими правовыми принципами, лежащими в основе урегулирования межконфессиональных конфликтов в Украине, должны выступать: толерантность, гуманизм, милосердие, ненасилие, объективность, диалогичность между религией и наукой. Человек – не цель или средство разрешения религиозных конфликтов. Государство в Украине отделено от церкви, но оно не будет стоять в стороне защиты прав и свобод граждан. Право граждан на свободу вероисповеданий, гарантированное Конституцией Украины не позволяет государственным структурам, общественным организациям, политическим партиям лоббировать корпоративные интересы той или иной конфессии, так как этот процесс ведет не к единению, а к разъединению общества, к появлению предпочтений. За нарушение требований законодательства в области прав и свобод личности наступает юридическая ответственность (ст. 66 УК Украины), так как гуманизм права не сводится только к жалости и сочувствию. Так, согласно данным социальной статистики (“Сводные данные о нарушении законодательства о свободе совести и религиозных организаций в Украине”) по состоянию на 1 января 2000 года зафиксированы нарушения законодательства 27 организациями, 5 сектами, 28 должностными лицами, 43 простыми гражданами. Привлечено к ответственности: дисциплинарной – 10, административной – 65 человек [2]. Однако зачастую лидеры сект привлекаются к ответственности как обычные граждане, поэтому в данную статистику они не смогли попасть. Достаточно привести пример привлечения к уголовной ответственности в 2000 г. лидера харизматической секты “Церковь Иисуса Христа” (г. Мариуполь, пр. Нахимова), многодетного отца - гражданина Иващенко Н.Н. за развратные действия в отношении несовершеннолетних (ст. 121 УК). В настоящее время он освобожден в результате амнистии.

Разногласия и противоречия, существующие в традиционных религиях, приводят к активизации деятельности сект и “новых религий”. Важной проблемой религиозной политики государства является его позиция в отношении сект, которые выступают как оппозиционное течение по отношению к церкви, религиозным организациям. Настораживает тот факт, что в Украине распространили свое влияние сатанинские секты. В результате анонимного опроса, проводимого по теме “Состояние религиозных конфессий в Украине” в Мариупольском гуманитарном институте с 1998 по 2000 год, был сделан вывод, что в Мариуполе и в Донецкой области действуют такие секты “Белое братство”, “Сайентологи”, “Хаббард колледж”, “последователи учения Карлоса Кастанеды”, “культ Шри Чинмоя”, “общество Сознания Кришны”, “Культ Ауробиндо Гхоша”, аналог “Богородичного Центра”. Так, архиепископ Илларион справедливо говорит по этому поводу: “Дошло до того, что у нас проповедуют люди из Замбии, Нигерии, Америки, Германии – каких только “наставников” не объявилось!” [3].

Активно проникают в нашу страну зарубежные секты – так называемые “восточные культы”. Пользуясь положением либерального украинского законодательства о свободе совести (включая равенство вероисповеданий перед законом) и почти неограниченными финансовыми возможностями, они работают на радио, телевидении, организуют массовые мероприятия. Воздействию подвергаются как люди неверующие, так и православные [4].

Ст. 35 Конституции Украины гарантирует право на свободу совести, свободу мировоззрения и вероисповедания. Каждый гражданин Украины может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Это право закреплено Законом Украины “О свободе совести и религиозных организаций” (1991) [5].

Дестабилизирующие процессы, имеющие место в нашем обществе, показывают, что законодательство и политика нашего государства в вопросах религии в настоящее время является несовершенной. Необходимо усовершенствовать контроль за порядком регистрации и деятельности новообращенных организаций. Недостаточное освещение жизнедеятельности религиозных организаций в средствах массовой информации приводит к замалчиванию проблем религиозной жизни, что наносит вред гармонизации в отношениях церкви и государства. Полагаю, что целесообразно в законодательство ввести термин “тоталитарная организация”, так как он уже давно используется специалистами в данной области. Необходимо при отделах внутренней политики ввести должность психолога, который бы определял степень безопасности для психического здоровья граждан деятельности религиозных организаций и сект. Ведь зачастую в религиозной деятельности используется контроль сознания – сознательное насильственное управление психикой и поведением, психологическое воздействие для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого человека к совершению определенных действий (в пользу манипулятора) с использованием насильственного или якобы ненасильственного обращения в веру (внедрения убеждения) или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия или с индуцированного согласия того человека, к которому эту технику применяют. Многие деструктивные религиозные организации практикуют психотеррор в отношении своих последователей, подозреваются в шпионаже, известны множеством судебных процессов о нанесении психического или физического ущерба адептам, различными антиобщественными и антигосударственными действиями, вплоть до проникновения в государственные органы, заговорами против государства. Работа некоторых религиозных организаций уподобляется действиям спецслужб. Широко используется ими возможность превращения адептов в своего рода “биороботов”, запрограммированных на беспрекословное выполнение любых приказов своего руководства, фанатично преданных и готовых отдать свою жизнь во имя достижений цели культа. Более того, некоторые зарубежные спецслужбы используют сеть деструктивных религиозных организаций для сбора разведывательной информации, для создания резерва фанатично преданных исполнителей на случай возникновения необходимости организации каких-либо политических целях массовых беспорядков; установления контроля над различными государственными чиновниками. Таким образом, права и свободы “новых религиозных организаций” “должны быть ограничены законом той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения … безопасности государства” [6].

Следовательно, на современном этапе необходимо на государственном уровне пересмотреть правовой подход в области взаимоотношений государства и религии. “Будущее украинского общества – в мирном сосуществовании разных вероисповеданий, в религиозном плюрализме” [7].

    ЛИТЕРАТУРА
  1. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. – Белгород, 1997. – С.6.
  2. Релігійне життя у дзеркалі статистики // Юридичний вісник України. – 2000. – №23.
  3. Архиепископ Илларион. Духовность воскрешает человека // Жизнь. – 2000. – № 32. – С.4.
  4. Берман Гарольд Дж. Вера и закон: примирение права и религии. – М., 1999. – С. 426.
  5. Закон Украины “О свободе совести и религиозных организаций”. // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1991. – № 25.
  6. Рябошапко Л. Забезпечення права на свободу віросповідання національних меншин – свідчення демократизації Української держави // Матеріали Міжнарод. наук. конф. – Дніпропетровськ, 2001. – С. 146.
  7. Литвин В.М. Україна на межі тисячоліть (1991 – 2000). – К., 1990. – Т.14. – С. 309.