ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ – ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬ


А.А. Проляка, Г.Ю. Клепалова
Донецкий государственный институт искусственного интеллекта

Процессы, которые происходят в семье, являются одной из наиболее актуальных современных проблем. Авторы статьи рассматривают семью как одну из важных частей христианства, на основе которой строится домашняя церковь. И в этой связи большое внимание уделяется как некоторым вопросам состояния семьи в нынешнее время, так и христианскому пониманию роли мужчины как главы семьи и женщины как хранительницы домашнего очага.

Современное состояние семьи характеризуется как кризисное и даже катастрофическое. Дается вывод о необходимости возрождения духовных традиций, народных обычаев и христианской нравственности.

Семья – древнейший институт человеческого общества – прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития, когда человек “без роду, без племени” вообще не мог существовать, через “большую семью”, вмещавшую под одной крышей несколько поколений, живших в тесном контакте с “родьей”, включавшей братьев-сватьев и других многочисленных родственников, к нуклеарной, “ядерной” семье, состоящей только из родителей и детей. Таков пройденный путь.

Современное состояние семьи не внушает особого оптимизма. Её проблемы кажутся порой трудноразрешимыми. Сейчас везде говорится о кризисе семьи. Встречаются даже утверждения о катастрофе семейной жизни, которую переживает наше общество.

В чем проявляются кризисные явления в семье? Прежде всего в её нестабильности. В крупных городах распадается свыше 50% браков (в некоторых местах уровень разводов достигает 70%). Причем более чем у трети распадающихся семей совместная жизнь продолжалась от нескольких недель до четырех лет, т.е. совсем недолго. Нестабильность семьи приводит к росту неполных семей, снижает родительский авторитет, отражается на возможностях формирования новых семей, на здоровье взрослых и детей. К нестабильности семьи следует добавить её дезорганизацию, т.е. увеличение числа так называемых конфликтных семей, где муж и жена живут как кошка с собакой, а воспитание детей в обстановке ссор и скандалов оставляет желать лучшего. Это самым плачевным образом сказывается как на взрослых, так и на детях. Именно в недрах такой семьи скрываются источники алкоголизма, наркомании, неврозов и правонарушений. В результате страдают взрослые, страдают дети, страдает общество.

Вместе с тем на данном этапе своего развития молодое украинское государство переживает культурное и духовное возрождение. Поэтому сейчас очень актуально возродить духовные традиции, народные обычаи и моральные основы. Украина преимущественно христианская страна. И возрождение христианской нравственности сейчас выходит на первый план.

Одна из основ христианства – крепкая семья, домашняя церковь. Обращаясь к Библии, можно сказать, что брак установлен Богом. Иисус сказал фарисеям: “Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их ... И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей и будут два одною плотью, Так что они уже не двое, но одна плоть” (Мат. 19:4-6). Брак есть образ духовного союза Христа с Церковью. Согласно учению св. Иоанна Златоуста, муж должен “заботиться о своей жене, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было отдать за нее душу свою, хотя бы пришлось хотя бы пришлось испытать многократные потери, потерпев что-нибудь тяжкое, ты не должен, – говорит он мужу, – отказываться, ибо претерпев все это, ты еще не сделаешь ничего подобного тому, что сделал Христос для Церкви” [1, с. 141].

Церковь заботится о сохранении семьи. Основным постулатом, определяющим отношение христианина к разводу, является следующий: “что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мар. 10:9). Брак нерасторжим до смерти одного из супругов, так как брачный союз не простое, легко разрываемое соединение мужчины и женщины для удовлетворения главным образом только чувственных потребностей. Он – освященное благословением и благодатью Господа соединение двух существ в одно неразделимое существо. [2, с. 6].

Разводиться – дело противное как природе, так и Божественному закону. Природе – поскольку рассекается одна, цельная плоть; закону – поскольку разделяется то, что соединил Бог и велел не разделять [3, с. 635]. “...Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует” (Мат. 5:32). Так и жена, если “при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею” (Рим. 7:3). Христианин должен избегать прелюбодеяния, ибо оно нарушает условие брака, унижает достоинство детей, расторгает родственные связи и расстраивает всю человеческую жизнь. Ему следует помнить, что, впадая в прелюбодеяние, он одновременно становится нарушителем закона, и убивает свое тело, и позорит себя, душу свою подвергает мучениям, бесчестит свой род и прогневляет Бога [3, с. 953].

Поэтому обязанности супругов обусловлены высокой целью брачного союза христиан, духовного, нравственного совершенствования друг друга, возможного только во внутреннем единении их душ. Достижению этой цели и подчинены нравственные обязанности супругов: преодоление самолюбия, взаимная любовь, взаимное уважение и доверие, взаимопомощь, снисходительность к недостаткам другого, терпимость, великодушие, умение прощать, способность к самоотвержению. [2, с. 30] Таким образом основанием для строительства любого брачного союза является христианская любовь.

Сейчас очень много семей распадается из-за того, что древние роли мужа и жены, отца и матери чаще всего не соблюдаются. Иногда под влиянием столь популярного феминизма, иногда из-за экономической ситуации женщина все больше берет бразды правления в свои руки, часто выполняя те функции, которые изначально не были ей свойственны. Результатом являются не только чувство несчастья и неудовлетворенность в жизни, но и измененная модель поведения детей, которые не получают представления о женственности, мужественности и т.д. Недаром в Японии, очень развитой стране, до сих пор мальчиков и девочек воспитывают так, чтобы они осознавали разницу психологических и физических характеристик между полами, и вели себя соответственно.

Современный муж должен стремиться к воплощению христианского идеала супруга и отца. В нормальном браке муж является духовным главой семьи, её опорой и защитой. В трудные минуты он принимает на себя всю полноту ответственности за жену и детей, которых самоотверженно любит. Если понадобится, он готов отдать за них свою жизнь [4, с. 39]. Ничто не может извинить его жестокое отношение к жене. Святой Златоуст решительно осуждает то бесчеловечное обращение с женами, которое нередко случалось ему встречать у мужей: “Сообщницу жизни, мать детей, виновницу многих радостей не должно обуздывать страхом и угрозами, а, напротив, нужно действовать на нее любовью и привязанностью” [5, с. 216].

Если для мужа самое простое и в то же время самое трудное в христианской семье – это быть её главой, то для жены – смиренно встать на второе место [4, с. 15]. Oднако в этом нет ничего обидного или оскорбительного для женщины. В нравственном отношении тип женщины выступает примером кротости, скромности, чувствительности, преданности, покорности и т.д. Наоборот, тип мужчины выступает со своими более грубыми, сильными качествами в физическом плане и с большей твердостью, энергией, мудростью – в духовном. Поэтому христианство называет женщину “немощнейшим сосудом” (1 Пет. 3:7), а мужу ее дает наименование главы ее. С христианской точки зрения, это выгодно для женщины, ибо брак и отношения строятся на любви, поэтому эта позиция является источником счастья для семьи.

Главная обязанность жены – быть покорной мужу: “Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, – учит св. апостол Павел, – Потому что муж есть глава жены, как Христос глава Церкви...” (Еф. 5:22-23).

Презирающая мужа жена не радеет о доме, о домашнем благоустройстве, без которого и духовное благоустройство невозможно. Любящая жена всегда с мужем, самый преданный ему друг и помощник. Она понимает подсознательные мотивы его действий лучше, чем он сам, и умеет успокоить его, поэтому в тяжелые минуты мужу бывает легче с любящей женой, чем с кем бы то ни было другим: около нее он набирается сил, жена своей лаской сглаживает его мужскую грубоватость и бескомпромиссность. Ее любовью прекращаются всякие споры, ее словом, одним прикосновением смягчается законный и парализуется незаконный гнев отца на детей. На семейном совете она дает особый – сердечный совет [4, с. 40].

Женская обязанность – возвращение мужа к Богу. В “Учении св. Иоанна Златоуста о христианском браке и об обязанностях мужа и жены” сказано, что супружество для нас – не препятствие на пути к Царствию Небесному, потому что если бы оно было препятствием, если бы жена уготовляла одни козни, то Бог, сотворив ее в начале, не назвал бы ее помощницей. Женщина обручена мужу для общения в жизни, для рождения детей, а не для нечистых удовольствий [4, с. 32].

Выполнение семейных обязанностей христианской жены требуют большой внутренней работы по искоренению недостатков, но награда сторицею окупит затраченные усилия.

Христианский мыслитель Александр де Токвиль считал, что влияние женщины в вопросах распространения представлений о человеколюбии просто поражающее, тем более, что в действительности оно проявляется не прямым, а косвенным путем. “Без преувеличения можно сказать, – писал он, – что от женщины зависит устройство каждой нации, устройство, которое в свою очередь влияет и на политический дух нации” [6, с. 403-404]. Женщина-христианка всегда должна помнить свое высокое предназначение в духовной и физической жизни общества, в деле воспитания человечества через рождение и воспитание новых поколений. “по моему глубокому убеждению, все, что в жизни есть положительного и отрицательного, за все ответственна перед лицом Господа Живого женщина”, – писал один мыслитель [7, с. 191].

Нерадение о детях – больший из всех грехов, приводящий родителей к крайнему нечестию.

Ребенок подобен молодому деревцу, легко склоняемому в любую сторону, он может стать и ангелом и дьяволом в зависимости от воспитания, которое получит.---- Тихон Задонский призывает родителей поступать со своими детьми так, как поступает с саженцами садовник, отсекая негодные побеги, которые могут повредить и иссушить дерево: отсекать растущие в них страсти, чтобы те не разрослись и не завладели ими, привязывать их сердца к страху Божию, “воспитывать их в учении и наставлении Господнем” [5, с. 373-374].

Пока душа ребенка нежна и мягка, подобно воску, и легко запечатлевает в себе образы, необходимо пробуждать ее к добру, учит св. Василий Великий: “когда раскроется разум и придет в действие рассудок, тогда уже будут заложены… и преподаны образцы благочестия. Тогда разум будет внушать полезное, а навык облегчит успех”. В “Слове Иоанна Златоуста о воспитании детей” сказано, что нужно смотреть не на то, чтобы сделать детей богатыми на серебро и золото и тому подобное, но чтобы они были богаче всех благочестием, любомудрием и другими добродетелями” [4, с. 32].

Лучше наставлять детей не словом, а примером своей доброй жизни, ибо они особенно склонны подражать родителям и в добром и в дурном [5, с. 377-378]. Полезно учить детей наукам и художествам, но учить их жить по-христиански просто необходимо. Истинный отец – не тот, что родил, но тот, что воспитал и научил, ибо родивший родил к временной жизни, а воспитавший в благочестии – к вечной. [5, с. 1595] “Педагогика, – говорит Климент Александрийский, – есть наука благочестия, которая учит, как добыть познание истины и которое верно наставляет на путь, который ведет к небу”.

Как Бог, любя, наказывает избранных чад своих, так и христиане, подражая ему, должны любить и потому наказывать своих детей: “не наказанные в юности, в зрелости остаются как кони необъезженные и дикие, – учит св. Тихон Задонский, – ни к какому делу не пригодные” [5, с. 1600-1601].

Дети во всем должны быть послушны родителям, почитать их, проявлять к родителям всяческую благодарность: помогать им в нуждах, кормить и одевать их; в старости и болезни покрывать и извинять их немощи. В противном случае Бог определил детям великие наказания: “Проклят злословящий отца своего или матерь свою” (Втор. 27:16).

Семья – это крепость, на которую “враг людей” непрестанно нападает. Как и в первые века христианства, семья, которая с верой отдала себя в руки Господа, будет являть собой домашнюю церковь. В такой семье, связанной любовью в единое целое, будут господствовать другие, по сравнению с грешным миром, взаимоотношения, семья не будет делиться на поколения, которые не понимают друг друга – на “отцов” и “детей”. Семья есть принцип разумной, желанной и вечной жизни. Только в вечной семье, озаренной всесовершеннейшей любовью Творца, способен достойно жить человек. Семья – это самовосстанавливающийся, саморегулирующийся принцип развития от Бога. Семья представляет собой единственный ненасильственный путь формирования образа жизни в дружбе и любви. Семья как принцип развития жизнедеятельности объемлет любые ее формы в общественной жизни. Семья описывает целостную картину мироздания. Целое – устойчивее, надежнее, долговечнее любой ее части. “...Если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот...” (Мар. 3:25).

Будем же хранить и возрождать любовное единство семьи. Будем помнить, что сохранение традиций семьи нераздельно связано с первой по значению и последней по времени заповедью Господа: “...Любите друг друга; как Я возлюбил вас...” (Иоан. 13:34).

    ЛИТЕРАТУРА
  1. Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. – 2-е изд. – СПб., 1896. – Т.2.
  2. О христианском браке и об обязанностях мужа и жены. – М. 1995.
  3. Творения иже во святых отца нашего И. Златоуста. – СПб., 1901. – Т.9.
  4. Христианская семья и брак. – М., 1992.
  5. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского: Приложение к магистерской диссертации архимандрита И. Маслова “Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении”. – Загорск, 1981.
  6. Фаррар Ф.У. Женщины у домашнего очага // Христианин. – 1901.
  7. Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. – М., 1997.