РОЛЬ ЦЕРКВИ В СТАНОВЛЕНИИ КАРОЛИНГСКОЙ ДИНАСТИИ


Е.В. Булдакова
Донбасская государственная машиностроительная академия

Статья посвящена проблеме взаимоотношений светской власти и института церкви. Данная тема представлена в историческом аспекте и соотносится с эпохой становления франкского государства в период правления майордомов. Речь идет об утверждении новой королевской династии Каролингов, родоначальником которой был австразийский майордом Пипин Короткий. Представлен достаточно широкий круг раннесредневековых источников, также ряд научных исследований, среди которых особое внимание уделено трудам знаменитой французской Школы Анналов.

Делается вывод о том, что государство франков стало реальным защитником интересов церкви и распространителем христианских идей на Западе.

Рассматривая современную ситуацию и общие проблемы развития социума с точки зрения актуализации роли религии и церкви в процессе становления духовности и формирования мировоззрения отдельной личности и общества в целом, не бесполезно было бы проанализировать некоторые исторические события, которые оказали значительное влияние на ход государственного строительства в Западной Европе. К ним, несомненно, относится начальный период истории крупнейшего раннесредневекового варварского королевства – королевства франков. Франкские вожди были единственными принявшими христианство в его ортодоксальной католической форме, в отличие от других варваров, которые предпочли арианство. В дальнейшем это в полной мере отразилось на расстановке политических сил: экспансия франков, а также их внутригосударственные реформы практически всегда находили поддержку римской церкви. Поддержка папы сыграла существенную роль и в тот переломный момент, когда решалась судьба Каролингов. Благодаря ей в 747 г. майордом Пипин Короткий фактически стал полновластным правителем франкского королевства. Среди апологетических текстов второго продолжения хроники Лже-Фредегара находим пересказ событий, сопутствующих восхождению на франкский трон Пипина Короткого: “В это время по совету и согласию всех франков он отправил в папскую резиденцию посла; получив благословение, могущественный Пипин, лучший среди франков, миропомазанный епископами и поддерживаемый аристократами, взошел на королевский трон с королевой Бертрадой, как требовал древний обычай”[1]. Официально королем франков в это время являлся Хильдерик III. Намереваясь свергнуть последнего Меровинга, Пипин рассчитывал на поддержку не только представителей знатных австразийских родов, но также и на своих многочисленных советников со стороны церкви. Ими были, прежде всего, Хродеганг, епископ Меца (742–766 гг.), епископ Вюрцбурга Бурхард (741–754 гг.) и Фулрад, аббат Сен-Дени (750–784 гг.), выступающий в свите Пипина как ближайший советник майордома в делах церкви.

Письмо Пипина Короткого (в котором заключался сакраментальный вопрос о том, кто же должен быть королем – тот ли, кто действительно управляет государственными делами, или тот, кто только по рождению им является) передал папе Захарию епископ Меца. Выбор Пипином Бурхарда являлся не случайным, т.к. этот епископ уже был знаком с Захарием. Как участник общефранкского совета 747 г., провозгласившего желание франкской церкви быть подчиненной папской юрисдикции, Бурхард представлял римскому папе акты этого собрания. Видная роль в этом деле принадлежала и аббату Сен-Дени Фулраду, который являлся связующим звеном между Пипином Коротким и папой в вопросах политики и религии.

Ответ папы Захария был положительным для Пипина и получил юридическое оформление, основанное на sacra auctoritas [1] церкви. Таким образом, римский понтифик занял в этой ситуации место лица, облеченного императорскими полномочиями: он декларировал легитимность королевской власти Пипинидов. Благосклонный ответ папы объяснялся не только его желанием продемонстрировать миру верховность духовной власти, но также преследовал и реальную политическую цель: римский клир нуждался в защите от лангобардских посягательств.

В результате Хильперик III, последний из Меровингов, был пожизненно заключен в монастырь, а Пипин Короткий, первый из Каролингов, в ноябре 751 г. в г. Суассоне был возведен на трон и миропомазан франкскими епископами, которые объявили его первым христианским королем в истории франков. Кроме текста второго продолжения хроники Лже-Фредегера этот факт подтверждает “Clausula de unctione Pippini regis” [2], а также статья “Королевских анналов”, датированная 751-ым годом. “Пипин II по обычаю франков был провозглашен королем и миропомазан благочестивым епископом Бонифацием, и возведен на трон в г. Суассоне. Хильдерик же, которого ложно королем называли, был пострижен в монахи и отправлен в монастырь” [2].

Как воспринимался акт миропомазания в то время, можно судить на основании трактата Исидора Севильского “Этимологии”. По Исидору Севильскому, человек, который был миропомазан, преображается, он более не мирянин, он становится воплощением Иисуса Христа на земле, он возглавляет свой народ и управляет им, руководствуясь мировым божественным порядком (иерархией). Такая концепция нашла отражение и у других раннесредневековых авторов, в частности у Беды Достопочтенного, труды которого были очень популярны в Галлии. Источником же обобщенной концепции мирового порядка, несомненно, являлось учение Августина Блаженного, разработанное им в сочинении “О Граде Божьем”.

Тексты “Liber pontificalis” [3] свидетельствуют о еще одной встрече Пипина Короткого и римского понтифика, которая состоялась 6 января 754 г. Приезд Стефана II, сменившего на папском престоле Захария, был вызван просьбой Пипина II миропомазать его сыновей Карла и Карломана. Этот акт состоялся в монастыре Сен-Дени, аббатом которого в то время являлся архиепископ Фулрад [3]. Результатом священнодейства был указ папы, декларирующий, что “... никогда в будущем не осмелятся избирать короля из другого рода, но только этих мужей, которые Божьей благодатью отмечены и которые по заступничеству святых апостолов рукой благословеннейшего понтифика утверждены и миропомазаны” [4].

Посвящение 754 г. не было простым повторением обряда, который состоялся в 751 г. На этот раз папа помазал и благословил так же, как франкских королей и патрициев Римской империи, не только Пипина, но и его сыновей. В своем письме, написанном некоторое время спустя и адресованном Пипину, Стефан II объяснил суть королевского титула и титула патриция. Быть королем и гражданином империи – значит, прежде всего, быть защитником христианской церкви. Прославлять имя Господа и распространять истинную веру на покоренных территориях – самая важная из задач, стоящих перед франкским королем.

Ответным шагом Пипина были его два похода в 754 г. и 756 г. против лангобардского короля Айстульфа, главного противника римского клира. В результате Пипин заставил Айстульфа вернуть папе захваченные им города Римской области и Равеннского экзархата. В истории такой реверанс франкского короля получил название “Пипинов дар”. И в 756 г. на этих территориях было образовано светское государство пап – основа для папских притязаний над всей Италией. “Пипинов дар” был официально подтвержден грамотой императора Константина I (на самом деле, одной из самых знаменитых в истории фальшивок, созданной в папской канцелярии). Гарантом “дара” выступил аббат Фулрад, который остался в Риме во главе небольшого королевского гарнизона.

В своем послании к франкам, которые отправлялись в Италию, папа Стефан II писал: “... благодаря вооруженной борьбе в защиту святой церкви, своей духовной матери, грехи ваши будут отпущены вам самим князем апостолов, и за труды ваши воздастся вам сторицей рукою господа, и приобретете вы жизнь вечную” [5].

Что же касается благодеяний, которые Пипин Короткий совершил по отношению к тем, кто помог ему добиться титула короля, то Фулрад получил право на реорганизацию монастыря Сен-Дени, которому возвращались 48 поместий, отобранных ранее в пользу бенефициариев. Кроме того, он был назначен духовником сыновей Пипина и хранителем священной реликвии – плаща св. Мартина. В 757 г. Фулрад был миропомазан в архиепископы. Епископ Меца Хродеганг получил от папы Стефана II нагрудный крест – знак легата св. Петра в Галлии, он же стал ближайшим советником Пипина в вопросах церкви. В 756 г. франкский король не без его участия ввел “десятину”. Эта мера была направлена на укрепление чувства солидарности внутри христианского общества, а также представляла собой попытку рассчитаться с церковью за секуляризованные предками Пипина земли.

В союзе с прелатами Пипин Короткий активно способствовал возрождению традиций проведения церковных соборов. Практически ежегодно в городах долины Уазы (Вере, Компьене и др.), а в 60-х годах VIII в. в Арденнах (Аттиньи, Жантийи) собирались прелаты для решения важных церковных проблем. Король лично присутствовал почти на всех этих соборах.

Таким образом, преодолев множество препятствий, относящихся как к области материальных, так и духовных проблем, к середине VIII в. церковь и франкские короли стали верными и постоянными союзниками в процессе христианизации германских племен. Под эгидой христианской церкви франкам удалось объединить в рамках целостного государственного образования множество племен и народов. Власть королей освящалась римским папой и таким образом получала юридическую и духовную основу. В свою очередь франкские короли сохраняли за церковью значительные привилегии: владение крупными земельными наделами, освобождение от некоторых государственных налогов, широкие полномочия епископов в рамках их диоцезов. Часто франкские правители отказывали в пользу христианских храмов и монастырских обителей значительные денежные средства. Самое же главное заключалось в том, что государство франков стало реальным защитником интересов церкви и распространителем христианских идей на Западе.

    ЛИТЕРАТУРА
  1. La deuxime continuation de la chronicue du Pseudo-Fredegaire // Archive de la France / Sous la direction de Jean Favier. – T.1. Le Moyen Age (Ve–XIe siecle) / ParJean-Piere Brunterc'h. – Paris: Fayard, 1994. – P. 212.
  2. Annales regni Francorum // Op. cit. – P. 212-213.
  3. Pliber Pontificalis // Op. cit. – P. 215.
  4. Stoclet A.J. Clausula de unctione Pippini regis: mises au point et nouvelles hipotheses, dans Francia. – 1980. – T. 8. – P. 2-3.
  5. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. – М.: Прогресс, 1987. – С. 246.