ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОЙ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА


В.Н. Нечитайло
Донецкий государственный медицинский университет

В работе исследуются взгляды ведущих представителей социологической науки на процессы духовного освоения людьми и обществом сложного социального феномена – социокультурной трансформации. Рассматриваются проблемы духовной мотивации в системе социокультурной трансформации человечества. Показывается, как трансформационные процессы проходят через психику и сознание людей, через процесс психологической адаптации к ним осознания происходящего.

Одной из актуальных проблем современной науки является проблема социокультурной трансформации человечества и современных обществ. Задачей данного научного исследования является анализ духовного освоения людьми и обществом этих процессов.

Трансформационные периоды – это сложный общественный феномен, который на социальном уровне характеризуется кризисами, деструкциями, катастрофами. Эти процессы не могут не затрагивать психику и сознание людей и не могут не проходить через процесс психологической адаптации к ним и осознания происходящего. Социогенные распады и разрушения через массовое сознание способны трансформироваться в “катастрофическое сознание”. Люди вынуждены своими внутренними психологическими ресурсами расплачиваться за исторические события. Однако в массовом и индивидуальном сознании людей формируются инновационные моменты. В исторически переломные периоды это проявляется особенно ярко.

Для понимания механизмов духовного освоения людьми трансформационных процессов необходимо учитывать особенности сознания человека:

Анализ современных процессов социокультурных трансформаций человечества вполне закономерно порождает динамичные изменения человеческого материала, люди формируют иное представление о своей жизненной перспективе. Трансформационные процессы способствуют социализации сознания индивидов, включению интегрирующей функции самосознания личности.

История учит, что в трансформационные периоды общества духовность в еще большей степени является формой общественного осознания и не существует в отрыве от этого процесса.

Участвуя в трансформационных процессах, люди создают социокультурогенез и формируют общество как единство культуры и человеческого положения в обществе.

Механизм духовной активности сам по себе способен наполнять жизнь человека смыслом и системой ценностей. Духовная деятельность способствует взаимопроникновению культуры и социального статуса личности, что обеспечивает рождение и воспроизводство в личности собственных индивидуальных подструктур: нравственного сознания, культурного, эстетического, этического, правового, идеологического, экологического и др. его видов, формируя и определенные системы общественных данностей.

Это те необходимые следствия, которые закономерно порождаются механизмом духовного освоения людьми исторических событий.

Разумеется, эти сложнейшие процессы, отражающиеся в сознании людей и проходящие через их психику, должны учитываться и регулироваться государством и обществом. Эта необходимость обусловлена еще и тем, что на глобальном и локальном уровне трансформационные процессы – это комплексное преобразование общества как социокультурной системы. В истории человечества они происходили преимущественно эволюционным путем.

Иллюстрациями к современной трансформации человечества может служить современная научно-техническая характеристика этого процесса с его социально-инновационными последствиями. Например, в результате научно-технического прогресса современное западное общество переходит к новой фазе своего развития – от индустриальной к информационной цивилизации. В западной социологии будущую цивилизацию именуют “информационной цивилизацией”, “информационным обществом”, “научным обществом”, “интеллектуальным обществом”, “обществом “Знание” и т.п. На локальном уровне эти глобальные трансформационные процессы осуществляются, например, региональными экспериментами информационного общества в Новой Зеландии и на Гавайях. Развиваются канадская программа “ТЕЛИДОН”, японская концепция “Многоканального общества”, американские, французские, немецкие и др. модели информационной парадигмы общественного прогресса. Трансформационное качество в современных западных государствах связывается феноменом телекоммуникаций:

а) переходом общества, производящего товары, к обществу услуг;

б) кодификацией теоретического знания как центрального источника инноваций и технологий;

в) появлением новой интеллектуальной технологии как ключевого инструмента системного анализа и теории принятия решений.

Современная трансформация западных государств основной общественной ценностью провозглашает разум и интеллект, а главной категорией социально-политического развития – знание как предмет власти. Исходный постулат их переходного периода: тот, кто владеет информацией и знанием, тот владеет миром. При этом западные социологи исходят из того факта, что информация и знание безграничны и наднациональны, а потому владеют пространством и временем и способны вывести их владельца на глобальный уровень.

Разумеется, подобное интеллектуальное развитие Запада проходит через психику людей, через процесс их психоэмоциональной адаптации и осознания происходящего, изменяя духовный облик их граждан и их жизненные перспективы.

Вполне можно сказать, что мы наблюдаем, как развитые западные страны вследствие быстрого развития научно-технической революции, совершают процесс трансформаций техногенеза на новый уровень – уровень инфоноосферогенеза, социокультурно изменяя человеческий материал, сознание и духовное осознание индивидами этого глобального перехода.

Трансформационные процессы многогранны и не ограничиваются одной-двумя сферами или направлениями. Как явления планетарные, они охватывают все сферы жизни государств, обществ и народов. Во все времена человеческой истории субъекты этих цивилизованных трансформаций по-разному переносили подобные процессы. Известно, что цивилизованные трансформации – это всегда переход от одной культуры к другой, охватывающий стадии кризиса, крушения, очищения, переоценки ценностей, возрождения на глобальном и локальном уровнях.

Характерной особенностью современной трансформации человечества является, например, наличие двух ведущих глобальных тенденций. Первая заключается в распаде многонациональных государств, не выдержавших проверки временем. Распались на отдельные государственные образования СССР и социалистический блок, охватывавшие в свое время две трети мира. По прогнозам некоторых западных социологов то же самое произойдет и с другими странами. Есть мнение, что в конечном счете Шотландия получит независимость от Англии, распадутся на отдельные государственные единицы Италия, Канада, Россия и Китай. То есть распад, дифференциация и дезинтеграция политических образований представляют собой одну из главных тенденций развития современного мира и являются условием дальнейшего прогресса человечества.

Это объективная мировая тенденция существования человечества, которую можно предвидеть, прогнозировать на разных уровнях – от локального (национально-государственного) до глобального.

Другой, не менее глобальной объективной тенденцией развития человечества является его интеграция, дальнейшее усиление взаимозависимости всех стран, особенно в условиях роста все более углубляющихся глобальных проблем. По мнению ученых, эта тенденция заключается в том, что небольшие национально-государственные образования будут создавать свои социально-экономические и политические блоки, основанные не на доминировании одной какой-либо национальной общности, а на добровольных, демократических паритетных началах гражданского типа.

Западные социологи полагают, что тенденция интеграции ведет к тому, что в будущем единственными государственными общностями станут Европа, Азия, Африка и Америка. В связи с этим ими приводятся аргументы в пользу создания единого мирового правительства, в компетенцию которого будет входить решение таких глобальных проблем человечества, как ликвидация бедности и неграмотности, решение военных и межнациональных конфликтов, окончательное решение экологических проблем, передел природных ресурсов, пересмотр старой дилеммы “север–юг”, поддержание истории мировой культуры и др.

Тенденция интеграции ведет к транснациональной перспективе, интернационализации жизни общества, формированию нового мирового порядка, установлению гармоничных международных отношений. В связи с этими процессами перед народами все в большей степени возрастает не только проблема их практического объединения для осуществления социально-политических и экономических преобразований, но и проблема их психологического, мировоззренческого и духовного усвоения и осознания для того, чтобы обеспечить дальнейшее существование человечества с целью сохранения самой жизни на планете. Государство, общество и народы будут вынуждены решать проблемы компромисса, выработки единства взаимодействий и усилий, объединения национально-государственных экономических потенциалов и усвоения наднациональных ценностей. Иными словами, современная цивилизация, трансформируясь, переходит в своем развитии на наднациональный уровень измерения.

Эти общемировые тенденции социального развития совпали с новым этапом научно-технического прогресса – информационно-компьютерной революцией, которая усиливает обе мировые тенденции – и дезинтеграцию и интеграцию человечества. Кроме того, она свидетельствует о переходе к новой фазе развития – от индустриальной к информационной цивилизации, о трансформации техногенеза на уровень инфоноосферогенеза. Без смены социальных ценностей этот процесс невозможен.

Квинтэссенцией техногенной трансформации становится суверенитет человеческого разума и интеллекта. А это требует еще большего духовного осознания происходящих процессов на уровне индивидов и вызывает необходимость существенных изменений моральных, нормативно-ценностных структур и ориентиров.

При таком видении глобальных процессов обретает единство такие их стороны, которые традиционно признавались или внешними по отношению к глобальным процессам: социокультурный контекст, общественная практика субъектов глобализации – или чисто внутренними: собственно логико-гносеологические аспекты их развития. Именно строительство цивилизации всем миром и является той целостностью, в которой снимается противоположность внешнего и внутреннего. Это позволяет рассматривать влияние современных интеграционно-информационных процессов на цивилизационное творчество и тем самым раскрыть культурное содержание и человеческое измерение интеграции мира.

Будущая информационная цивилизация в западной науке понимается как система нового знания, как инновационная культурная система, как форма деятельности различных субъектов мировой цивилизации в условиях нового этапа научно-технического прогресса. Максимально информатизированное и интегрированное глобальное общество – это, по сути, новая цивилизация, идущая на смену современной-техногенной.

Эти направления исследования проблем глобализма дают возможность по-новому взглянуть на макродинамику процессов общественного развития, раскрыть механизмы самоорганизации и сбалансированности обществ, обозначить новую методологию изучения прогресса и формирования новой системы ценностей [1].

На одной из всемирных конференций под названием “Коммуникации и будущее”, прошедшей в Вашингтоне, ученые подняли ряд проблем, которые сами по себе заставляют человечество как единое целое решать эти проблемы в условиях научно-технической революции – это проблемы охраны здоровья, образования, перспектив науки и техники, возможных изменений в системе глобального спасения человечества. На конференции отмечалось, что существенным является не предвидение развития новых технологий, а прогнозирование того, что случится с людьми в результате применения этих технологий, какие изменения в повседневной жизни, системах ценностей, культурологических традициях, социальных процессах, методах обучения произойдут вследствие развития коммуникаций, какие возможности новая информационная эпоха предложит народам для разрешения проблем, возникших перед миром.

Еще одна всемирная конференция по проблемам будущего (“Взгляд на мир 1984 г.”) продемонстрировала решительный поворот западной глобалистики в сторону конкретного анализа социальных и политических факторов мирового развития, к поиску практических путей преодоления кризисов.

Более четко эти тенденции проявились на конференциях “Будущее в фокусе: будущее 15 лет” (Нью-Йорк, 1986 г.) и “Образование для XXI века” (Кембридж, 1987 г.), лейтмотивом которых была мысль о том, что мы можем справиться с кризисами, ожидающими нас в будущем, но мы должны готовиться к ним сейчас. То есть человечество не только почувствовало внутреннюю потребность собственной интеграции, но и стало на путь общего осмысления и разрешения глобальных проблем.

Современные западные глобалисты процесс цивилизованной трансформации связывают с информационной революцией. Они прямо говорят, что, будучи безнациональным явлением, технико-технологическая революция объединит весь мир информационными линиями связи, будет объективно работать на тенденцию взаимосвязи людей и человечества в целом, обеспечит переход человечества к новой информационной эпохе. Западные ученые полагают, что специфика мировых интеграционных процессов в эпоху новых коммуникаций и тотальной информации заключается в том, что если сегодня коммуникации и связь между людьми осуществляются по схеме “субъект – субъект”, то в условиях абсолютной глобальной инфраструктуры наступит “всепроникающая социальность”. Следовательно, закономерная тенденция взаимосвязи – взаимозависимости, интеграции еще больше раскроется в условиях информационно-компьютерной революции.

В мае 1996 г. в Южно-Африканской республике прошел международный научный симпозиум “Глобальное информационное общество”, на котором поставленная проблема рассматривалась с разных точек зрения и в разных аспектах, охватывая все проблемы человечества от локального до глобального уровней [1].

Таким образом, научный анализ изученного нами материала позволяет сделать ряд выводов и заключений.

Во-первых, современное человечество осуществляет социокультурную трансформацию, которая рассматривается нами как глубинный и наиболее надежный критерий трансформационных процессов.

Во-вторых, мы считаем, что, если общество является более развитой социокультурной системой, оно “мягче” проходит трансформационные и переходные периоды.

В-третьих, в современную эпоху социокультурные трансформации совершаются в более развитых странах Запада и Востока, совпав при этом с бурным развитием информационно-компьютерной революции.

В-четвертых, мы полагаем, что социокультурный подход к анализу трансформационных процессов не противоречит другим процессам и на методологическом уровне их дополняет.

В-пятых, вслед за другими учеными, изучающими данный вопрос, мы также считаем, что основной пункт цивилизационных трансформаций в системе социокультуры пролегает через правовое государство и гражданское общество, через “открытое общество”.

В-шестых, особое место а условиях социокультурных трансформаций занимает моральный фактор, общественное и индивидуальное сознание, мировоззрение, гуманитаризация и гуманизация обществ.

В-седьмых, социокультурные трансформации – это сложные и многогранные процессы, сопровождающиеся социальными деконструкциями и культурной энтропией государств, стран и обществ.

    ЛИТЕРАТУРА
  1. Нечитайло В.Н. Информационное общество: критический анализ космополитических концепций будущего человечества. – К., 1996. – С. 6-13.