Римский император Константин I (306-337 гг.) получил реальную политическую власть в результате длительных междоусобных войн. Время, предшествовавшее его правлению, являлось кризисным периодом в политической, социально-экономической и религиозной сферах. Благодаря умелой государственной политике Константина I, удалось стабилизировать ситуацию в империи.
Реформаторская деятельность Константина I была направлена на укрепление императорской власти и централизацию государства в целом. Именно императору Константину принадлежит создание неограниченной монархии. В своей политике он опирался на христианскую церковь.
Уже во II-III вв. христианство было распространено среди различных социальных групп и народностей Римской империи. Гонения, направленные против христиан, при предыдущих императорах не принесли желаемых результатов. Преследования со стороны императорской власти вызывали тайное и явное сочувствие к ним. Возникает возможность для изменения государственной политики по отношению к христианам.
Императорами-соправителями Константином и Лицинием в 313 г. было принято законодательное постановление - Миланский эдикт. Согласно этому документу, христиане могли свободно исповедовать свою религию, и формально христианство становилось одним из многочисленных культов империи.
Прекращение гонений и признание свободы нового культа было начальным этапом коренного изменения положения христианской церкви.
Императорская власть идет на союз с христианской церковью, которая могла оказать идеологическую поддержку правителям империи. С установлением единоличного правления Константина I (324 г.) христианство начинает приобретать решающее значение в идеологии империи, а сама христианская церковь постепенно превращается в господствующую.
Согласно догматам христианского вероучения, обожествлялась не личность самого императора, а его власть. В соответствии с этим была разработана концепция божественного происхождения и характера императорской власти. Эта теория (Евсевия Кесарийского) освятила подчинение императору в земных делах, так же как Богу - в делах веры. Константин становится защитником христианства и церкви и несет ответственность за подданных перед Богом.
Константин I освободил христианское духовенство от государственных повинностей, фактически приравняв их к чиновникам. Этим он поставил себя в положение судьи в вопросах законности действий и власти епископов и положил начало созданию христианской государственной церкви с ведущей ролью императора.
Константин опасался, чтобы какое-либо противостояние внутри христианской церкви не стало угрожать ее единству, которое было необходимо для осуществления императорской политики восстановления государства. Но между различными течениями и направлениями христианства велись постоянные споры и возникали разногласия. Такой спор возник между епископом Александром и александрийским священником Арием.
По инициативе императора Константина I в городе Никея (325 г.) был созван собор епископов, которые должны были принять решение в спорных догматических вопросах. Никейский собор являлся "вселенским" (экуменическим): по своим масштабам он выходил за пределы империи.
Замысел и предприятие Константина оказались новыми не только для церкви, но и в истории Римской империи вообще. Была осмыслена идея всеобщности, вселенской соборности человеческой истории, объединенной в христианстве. Именно с этого времени было заложено понятие, позже осмысленное как христианский мир.
Никейский собор осудил учение Ария и объявил его ересью. Главным постановлением собора было утверждение единосущности Иисуса Христа и Бога Отца. На I Вселенском соборе было принято знаменитое вероопределение - орос или символ веры. Сохранилось около двадцати канонов или дисциплинарных и богослужебных правил.
После Никейского собора произошло официальное оформление единой ортодоксальной (православной) всемирной церкви. Успешное проведение подтвердило торжество христианской церкви при Константине I Великом.
Константин I в своей политике учитывал различные религиозные настроения, существовавшие в империи. При нем сохранялись храмы античных божеств.
Императора по традиции именовали понтификом - верховным жрецом государственных языческих культов. Сам Константин принял крещение только перед смертью в 337 г., позже он был канонизирован церковью.
Под покровительством императора Константина активизировалось строительство христианских церквей - базилик (св. Иоанна Латеранского, св. Петра в Ватикане). До этого времени официальных церквей в Риме не было.
С основанием новой столицы в Константинополе стала формироваться и новая христианская церковь. Рим с его языческими традициями не мог оставаться центром империи, которая благодаря политике Константина становилась христианской державой.
Император Константин I был христианским императором, в полной мере осознавшим роль христианства. Для него, мыслившего имперскими категориями, христианство являлось одним из главных средств упрочнения единства Римской империи.