Важное место в даосизме занимает учение о космогенезе - творении всего сущего. По представлениям даосов, мир возник из первозданного хаоса, именуемого Единым дыханием (Ци). Творение хаоса есть результат самопроизвольного деления первичной целостности хаоса на два полярных начала: мужское, сильное, светлое, активное начало Ян и женское, слабое, темное, пассивное начало Инь. Эти два начала породили четыре символа (сы сян), соответствующие четырем сторонам света. Четыре символа рождают восемь триграмм (ба гуа), являющихся составной частью 64 гексаграмм (лю ши сы гуа). Вся эта схема отражена и истолкована в древнейшем китайском каноне "Ицзин" ("Книга Перемен").
Существует и другая числовая система космогенеза: одно рождает два (Инь и Ян), два рождает три (Небо, Земля, Человек), а три рождает все существа. Мир есть метаморфоз Единого (Дао). Между создающим и созданным существует внутренняя связь. Человек и мир в даосизме нерасторжимы и взаимосвязаны, как микро- и макрокосм, малое в великом и великое в малом.
Фундаментальный закон, что управляет изменениями и манипуляциями вещей гласит: "Когда вещь достигает своего предела, она переходит в противоположное". Все сводится к взаимосвязи двух противоположностей.
Европейской философии свойственно стремление к разграничению двух полюсов: добра и зла. Вся система восприятия мира европейцами построена на выборе одной крайности, на преобладании одного фактора над другим. Отдавая приоритет добру, принято полностью искоренять зло. В понимании даосов это абсурдно. Признание одной сущности не ведет за собой как следствие исчезновение другой. Все в мире взаимодополняемо. Жизнь - это взаимосвязь.
Основной принцип даосского представления о жизни - срединность. Середина - значит равновесие. Жизнь - равновесие между противоположностями, которая никогда не завершается. Истинномыслящий человек никогда не приходит к какому-либо окончательному выводу. Отсутствие приоритета одной лишь противоположности является гарантом соблюдения равновесия.
Середина - это живая ситуация, это не фиксированная точка, которой можно достигнуть навсегда. Ее необходимо достигать постоянно. Остановка и неподвижное положение - смерть. Чтобы находиться посредине, нужно постоянно двигаться и искать равновесия. Каждую минуту мир меняется и нельзя оставаться неподвижным. Неподвижного ничего нет. Человек, желая попасть в созвучие с реальностью, должен постоянно быть начеку и удерживать равновесие. Середина - это не мертвая точка, это нечто находящееся внутри нас, ощущение равновесия, музыка бытия.
Крайность ограничивает сознание человека, нарушает гармонию, лишает полноты. Когда человек всеобъемлющ, у него есть все: левое, правое, середина. Он вмещает в себя все. Даосы не выбирают один из берегов реки, они позволяют жизни течь. Жизнь - это взаимосвязь. Согласно даосизму, противоположности - дополняющие друг друга факторы. Нельзя разделить их, ибо это действие ложно: они едины и взаимозависимы. Не может существовать любовь без ненависти, сострадание без гнева, жизнь без смерти и т.д. Отсутствие одного обедняет и разрушает полноту Целого. Необходимо позволить существовать обеим крайностям. Это принцип Дао.
Чтобы определиться в этом мире, человек должен познать его разнообразие опытным путем. Только наблюдение за самим собой позволяет найти причину заблуждений. Следуя от внешнего к внутреннему, можно самоопределиться в жизни. Нельзя свести к теории процесс человеческого восприятия мира, облекая его в буквенную форму. Канатоходец познает свое ремесло, следуя путем практических занятий и упражнений. Ребенок учится ходить, не зная теоретических правил. Все, что сопровождает человека в течение его жизни, переживаемо опытным путем. В результате этого он приобретает качество, именуемое сноровкой.
Сноровка - это нечто неуловимое, внешне ничем не очерченное. Ее нельзя скопировать и передать как картину. Она приходит путем испытаний и ошибок, допускаемых человеком в жизни. Она растет вместе с человеком, никогда не покидает его, становясь привычной и естественной формой, оберегающей человека в любой ситуации. Сноровка - это не наука и не искусство, а результат проживаемого опыта. Благодаря ей человек может балансировать, сохраняя равновесие, контролировать мысли, чувства и действия. Это - закон природы.
Сноровка позволяет человеку находить компромисс между крайностями. Крайности не имеют определенных параметров, очерченных в пределах постижения их человеческим разумом. Никакой абсолютной границы не может быть предписано всем вещам при любых обстоятельствах. В человеческой деятельности граница продвижения к предельному зависит от субъективных чувств индивида и объективных обстоятельств жизни. Для каждого существует нормированный критерий его возможностей. Выполняя любые действия, необходимо искать компромисс между внешним и внутренним. Таков закон, управляющий изменением вещей. Человеку необходимо знать его и соотносить с ним свое поведение.
Даосский принцип для человека, следующего просветленности, состоит в том, что, если он хочет достичь чего-нибудь, он начинает с противоположного. Он не отказывается ни от чего, ничего не отрицает и ничего не выбирает. Желающий быть сильным, должен начать с ощущения, что он слабый.
В соответствии с даосской концепцией праведной жизни, живущий благоразумно должен быть мягким, смиренным и довольствоваться малым. Это не позволит ему дойти до предела и ограничиваться одной крайностью. Закон Дао контролирует взаимосвязь человека и мира, производя циркуляцию во всех сферах бытия, согласовывая внутреннее и внешнее.