Римская этическая мысль, как и философская, испытала значительное воздействие греческой культуры. Но, так или иначе, римляне сопротивлялись слишком сильному влиянию греков. Цицерон объяснял это практической, политической направленностью деятельности своих соотечественников. Он утверждал, что в практической морали римляне добродетелями превосходят греков, хотя и не занимаются теорией.
Цицерон призывал римлян к самостоятельному исследованию философских проблем. Он ставил теоретические задачи, причем все они имеют отношение к сфере этики.
Наиболее созвучными римскому духу оказались учения стоиков, эпикурейцев и скептиков.
Если обратиться непосредственно к учению римского стоицизма, то можно отметить, что его характеризуют индивидуализм, т.е. забота лишь о личном нравственном совершенствовании, проповедь абсолютной покорности судьбе, понимание свободы как исключительно духовной свободы, обоснование идеи равенства перед неизбежностью и неотвратимостью судьбы, рока.
Одним из выдающихся представителей римской Стои был Луций Анней Сенека, философское наследие которого раскрывает идеи, тезисы, созвучные по смыслу и духу христианскому учению.
Мир материален согласно стоицизму, однако царит в нем некое одушевленное начало, будет ли оно именоваться разумом, природой, провидением или судьбой - безразлично; важно лишь то, что его предписания неотвратимы.
Сенека признавал в мире существование разумного начала, которому дана власть руководить всем, что способен видеть, равно как и не видеть человек (что древние были более склонны называть судьбой или фортуной), но также настаивал на том, что предписания этого разумного начала неотвратимы. Таким образом, человек полностью попадает в зависимость от воли и благосклонности судьбы, ибо именно ей присуще решать, будет ли счастлив человек.
В христианстве Бог "занимает" место фортуны, с той лишь разницей, что если последняя не оставила выбора человеку, Бог дал таковой людям по причине своей любви.
Сравнивая стоицизм и христианство, давшее людям право выбора, можно сказать, что последнее отвергает верховенство фортуны над человеком и, соответственно, право этого человека винить во всем фортуну. Обладая правом поступать так или иначе, человек сам является причиной своих собственных страданий.
В отличие от взгляда стоиков на страдания как результат предопределенности свыше, христианство делает упор на их необходимость в жизни человека.
Решение одной и той же проблемы человечества: как противостоять несчастьям - стоицизм и христианство видят по-разному: стоицизм - как поиск в себе необходимых сил, а христианство предлагает эти силы в лице Христа, которому принадлежат следующие слова: "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас".
Сенека рассматривает смерть не иначе как в контексте избавления от страданий. Для него смерть - мрачный, но надежный гарант свободы.
Христианство же видит свободу для человека в Иисусе, пришедшем в этот мир из-за любви к человечеству.
Среди философских идей Сенеки, сходных с христианским учением, можно выделить провозглашаемое им духовное равенство патриция и его раба.
Христианское учение, в свою очередь, говорит о том, что все во власти Бога, что все люди равны, будучи объединены во Христе. Вследствие этого вступает в силу братская любовь.
Сенека не может выйти за границы своего исторического времени, и поэтому он обосновывает лишь этическое равенство раба и господина и не помышляет о равенстве социальном. Более того, он боится возможных восстаний рабов, считая, что необходимо более мягко обращаться с рабами, а последним напоминает об их полной зависимости от господина и необходимости служить ему верой и правдой. Сенека подчеркивает, что высшей добродетелью раба является верность. Тому же учит христиан и Библия. Одним из различий учения Сенеки и христианства в данном случае можно назвать лишь то, что Сенека призывает обходиться с рабами более мягко, вследствие опасности восстания, а христианство - по причине братской любви.
Христианство не призывает к социальному перевороту, а лишь к любви, способной сгладить те социальные противоречия и разницу в общественном положении, которые возможны между людьми.
Сенека утверждал, что человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив, и если хочешь жить для себя - живи для других. Данное утверждение можно соотнести со схожим учением о любви к ближнему в христианстве.
Таким образом, идея любви к ближнему и радость от бескорыстной помощи являются общим и для стоиков и для христиан, ведь помощь - это один из возможных путей проявления любви.