Социальные процессы, происходящие в странах принадлежащих к восточно-славянской культурной матрице, обнаруживают определенное генетическое единство. Реальные ситуации воспроизводят социопсихологические коды, которые блокируют становление гражданского общества. Одна из нынешних сфер жизнедеятельности, которая демонстрирует некоторую уникальность нашей действительности - сфера религиозная. Украину от своих соседей отличает более высокий уровень религиозной активности (в нашей стране на каждую религиозную организацию приходится 2387 человек, что в 4 раза больше чем в России (11496) и вдвое превышает белорусский уровень (4889)). Для современной Украины характерен поликонфессионализм (православные общины составляют 52 % всех организаций, протестантские (которых более 30) - 25 %, католические (УГКЦ и РКЦ) - 21 %). Кроме того, в рамках наиболее многочисленной конфессии не существует организационной монополии (раскол на УПЦ МП, УПЦ КП, УАПЦ). И, наконец, Украине присуща высокая динамика роста религиозности населения, доказательством чего служат данные о регистрации новых религиозных общин. Если в 1996 году зарегистрировано 926 организаций (минимальный показатель за 90-е годы), то в 1997 году - 1375, 1998-м - 1437, 1999 - 1700. Приведенные статистические показатели позволяют говорить об украинском религиозном ренессансе как социальном феномене, заслуживающем самостоятельного социологического анализа.
Данный анализ представляется необходимым и в контексте исследования проблемы становления гражданского общества. Духовным фундаментом западного Civil Society послужила религиозная Реформация, сформировавшая определенный тип личности ("модулярную личность", по Э. Геллнеру) и независимые от государства социальные институты. Немалую роль сыграл католический костел в возрождении гражданского общества в посткоммунистической Польше. В то же время возрождение религиозного фундаментализма в странах ислама и, в определенной степени, в России имеет тенденции явно антизападные, противодействующие созданию независимых гражданских институтов. Проблема соотношения религии и гражданского общества представляется тесно взаимосвязанной с доминирующим характером религиозности.
Понятие "характер религиозности" выявляет качественные различия религиозности индивидов и групп в их отношении к культу и этическим ценностям, обществу и государству. В определенной степени они связаны с конфессиональными отличиями. В основе базовых ценностей западного гражданского общества лежат принципы мировоззренческого и институционального плюрализма, прагматизма, толерантности и добропорядочности ("цивильности (civility)", по К. Брианту). Эти ценности ведут свое происхождение от религиозного этоса, который М. Вебер связывал с определенным типом характера религиозности. Классическое положение о кальвинистско-реформатских истоках современного западного капитализма получило широкое распространение и признание. Последующее историческое развитие в некоторой степени подорвало позиции реформатско-центристской парадигмы (гражданские общества возникли и на иной конфессиональной основе). Тем не менее проблема соотнесения характера религиозности и доминирующего типа общественных связей может быть разрешена лишь путем конкретных социологических исследований. Динамично развивающийся современный поликонфессиональный религиозный мир Украины представляет в этом отношении уникальные возможности.
Ситуация в Донецком регионе представляется в этом плане наиболее перспективной. В отличие от западной части Украины (где продолжается противостояние греко-католичества и православия) и центральной (с преобладанием православного населения), в Донецкой области за последние годы сложилась определенная дихотомия между православием и протестантизмом. В результате интенсивного роста численность протестантских религиозных общин различной направленности достигла 50,8 % общего числа религиозных организаций. Выявление социально-психологических причин подобной динамики и того влияния, которое она может оказать на становление независимых общественных институтов, представляет собой не только теоретическую значимость. Данное исследование позволит более основательно спрогнозировать и скорректировать социальные процессы становления гражданского общества не только в нашем регионе, но и в Украине в целом.