Важнейшими элементами внутренней структуры личности, закрепленными жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний, являются ценностные ориентации. Ценностные ориентации выступают важнейшим, детерминирующим мотивом поведения человека, представляют собой совокупность философских, политических, эстетических, нравственных убеждений человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. В любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия.
Весь набор ценностных ориентаций содержит христианство. Ведущее место в христианстве занимает морально-эстетическая проблематика: вопросы о смысле человеческого бытия, о совести, долге, чести, о том, как жить человеку. Даже сугубо культовым богослужебным действиям христианство придало морально-эстетическую направленность.
Главная эстетическая ценность в христианстве - это Бог. А Бог - это любовь ко всем народам, признающим и почитающим Его. Для христианства нет избранного народа. В этом отношении христианство коренным образом отличается от иудейства, в котором признается превосходство евреев над остальными народами [1]. Христианству чужда идея превосходства одного народа над другим.
Сущность христианской нравственности сформулирована в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Наиболее полно она изложена в Евангелии от Матфея. Христианство впервые в истории религиозной мысли сформировало нравственные заповеди не в запретительном, а в положительном плане, т.е. как надо поступать. Нравственные заповеди христианства обращены к совести человека.
Учение о совести в Новом завете следует понимать, исходя из положений Ветхого завета. Слово "совесть" ввел апостол Павел, хотя в четырех Евангелиях используется терминология Ветхого завета, например, слово "сердце". Евангельское учение о сердце апостол Павел перевел в контекст нравственных понятий культуры античного мира. Современный православный богослов архимандрит Платон утверждает, что апостол Павел "заимствовал термин "совесть" из античной культуры с целью наиболее полно выразить центральную идею христианского учения о спасении верой и связал понятие совести с верой, любовью и действием Святого Духа в жизни отдельного человека" [2]. Отцы церкви рассматривали совесть как важнейшее достоинство нравственного сознания, всей духовной целостности человеческой личности.
Основными, главными предписаниями христианства считаются любовь к Богу и любовь к ближнему. На этих двух заповедях, как подчеркивается в Евангелии от Матфея, утверждается весь закон и пророки.
Одной из важнейших черт христианской нравственности является ее активный характер, направленность на преобразование всего окружающего социума, а не на отдельного человека. Отсюда призывы Иисуса Христа проповедовать Евангелие всем народам. На наш взгляд, ошибочно мнение об индивидуалистичности христианства. Оно внутренне пронизано идеями коллективизма.
Это особенно характерно для первоначального христианства. Существует много свидетельств о попытках первых христиан построить жизнь на принципах общности имущества. "Все же верующие были вместе и имели все общее".
Следует отметить крайне негативное отношение первоначального христианства к богатству. Однако при оценке проповеди Иисуса о богатых следует учитывать, что под богатством в библейском контексте понималось бесплодное расточительство, осуждалось накопление богатства как цель жизни человека.
Целью жизни человека, согласно христианскому учению, является спасение. Достигается это каждым человеком при условии непрерывного духовного совершенствования, требующего аскетического подвига. Превращение в нового человека, созданного по образу и подобию Бога, реально может осуществляться путем вытеснения извращенного направления в его наличном бытии. Для осуществления евангельских норм жизни человек должен бороться против греха. Борьба со страстями и победа над ними составляет задачу и цель земной жизни, необходимую обязанность человека. Идея спасения - одна из ведущих тем гуманистической литературы. Известное изречение Ф.М. Достоевского "Красота спасет мир" с лучшей стороны характеризует мир христианской культуры.
Большую роль в утверждении христианских ценностей сыграло монашество, которое, к сожалению, постоянно менялось в направлении обмирщения. Церкви и монастыри превращались в духовные предприятия, где торговали должностями, реликвиями и т.д. Все это рождало критику церкви, требование ее очищения.
Таким образом, христианский образ человека в целом остался нереализованным даже у монахов. И тем не менее христианство образовало то пространство, в рамках которого постепенно сложилась христианская культура, давшая миру демократические порядки, научно-технический прогресс, искусство.