СОЦИОЛОГИЗМ ДЮРКГЕЙМА В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ


Н.А. Филипенко
Донецкий государственный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского

Признанный классик мировой социологии Эмиль Дюркгейм (1857-1917) стал тем мыслителем, который оказался способным обработать грандиозный массив новых факторов и идей общественной жизни, старых теоретических схем и переплавить их в новую четкую и убедительную парадигму социологии. Он сотворил методологию "социологизма", создал около 200 научных работ, среди которых "Метод социологии", "Элементарные формы религиозной жизни" и др. Теоретическую концепцию Дюркгейма часто называют социологизмом или социальным реализмом. Мыслитель рассматривает категории индивидуального и коллективного, доказывает приоритет последнего перед первым, считает социальные явления, факты внешними обстоятельствами по отношению к индивидуумам, твердит о том, что разум может их познать путем наблюдений и экспериментов. Отсюда он делает вывод, что социология основывается на фактах, как и любая другая наука.

Концепция социологизма вначале строилась как методологический антипод психологизма, а уже позднее приобрела самостоятельное значение. Дюркгейм назвал социологию коллективной психологией. Он говорил, что социология - это коллективная психология, психология масс как некоего целого, представляющего собой нечто большее, чем просто сумма составных частей - индивидуальных психологий. Он вывел, что действующим познанием является не то, каким мыслитель представляет себе какой-либо институт, факт, а то, как понимает его группа. Социальный факт не зависит от индивидуальной воли. Так, например, религиозные верования, обычаи, язык, письмо, формы хозяйствования ведут себя независимо от поведения индивида. Эти типы поведения и мышления не только находятся вне индивида, но и наделены силой, вследствие которой они навязывают человеку свою волю независимо от него самого. Поэтому социальные факты не могут иметь другого субстрата, кроме общества в целом или его отдельной группы: религиозной, политической, литературной школы и др.

Методологической ценностью обладают дюркгеймовские понятия социальной нормы и социальной патологии. Свои размышления по этому поводу он назвал правилами по разделению нормального и патологического. Дюркгеймовская концепция социального нормативизма является оформлением основных положений теории институтов и социального контроля. В теории Дюркгейма утверждается возможность разделения между "здоровым" и "больным" в разных социальных явлениях. "Здоровое" явление - это явление часто происходящее в какой-то группе и считающееся там нормой, но за пределами ее оно не является нормальным. "Больное" же явление часто является не совершаемым и не вписывается в повседневный быт этой общности. Чтобы разделять понятия нормы и патологии, необходимо найти внешний зафиксированный признак этих понятий. Этим признаком может быть распространение определенного явления по всему "общественному полю" или, наоборот, его редкость, исключительность. Мыслитель называл нормальными факты, которые имеют наиболее расширенные формы, остальные он считал патологичными. Он указывал, что нормальный тип сходится со средним типом и любое отклонение от этого эталона является патологичным явлением. Дюркгейм считал, что социальный факт можно назвать нормальным для определенного социального вида только относительно определенной фазы развития последнего. Ведь то, что является нормальным для старика, не всегда нормально для ребенка.

Затрагивая проблему преступности, Дюркгейм выступает против общепринятого представления о преступлении как о социальной патологии. Он утверждает, что преступление является вполне нормальным социальным явлением, ведь преступность распространена во всех странах и общностях. Но существование нормального находится только в определенных рамках преступной деятельности определенных регионов. Мыслитель не оправдывал преступность, а утверждал, что она необходима для эволюции морально-правовых норм. Э. Дюркгейм как автор "Метода социологии" вместе с предшественниками, социологами-эволюционистами, рассматривал общество как структуру, которая находится в процессе изменений. Он разделял мнение О. Конта в отношении того, что разделение труда - это не чисто экономическое отношение, а самое существенное условие социальной жизни как таковой. Благодаря разделению труда реализует себя принцип современного общественного строя - принцип органичной солидарности. Он подчеркнул, что экономические услуги, которые может давать разделение труда, не идут ни в какое сравнение с его моральной идеей; его настоящая функция - это создание между людьми чувства солидарности. Дюркгейм четко разделил два типа солидарности: органичный (природный) и механичный (насильственный). Мыслитель замечает, что в архаичных обществах доминирует механичная солидарность, которая напрямую связует общество и индивида. Логичной основой механичной солидарности выступает принцип рода, происхождения, а типовым механизмом ее функциональной реализации является криминальное право. Механическая солидарность не учитывает отличий и индивидуальных особенностей личности. В этом случае имеет место исчезновение самостоятельности и человека вписывают в определенные государственным строем рамки. В случае органичной солидарности коллективное мировоззрение словно оставляет открытой часть индивидуального мировоззрения и благоприятствует формированию функций, которые не регламентируются коллективно. В этом случае индивидуальность целого возрастает с индивидуальностью частей. Общество становится способным двигаться более согласованно, тогда как каждый из его элементов делает больше собственных движений. У индивидов "органичных" обществ статус определяется не их происхождением, а видом социальной деятельности, профессиональной специализацией, функциями их как специалистов. В дальнейшем развитии при возрастании количества специализированных функций происходит перекрывание числа сегментов, и социальный материал начинает строиться на принципиально новых законах и механизмах. Здесь сегментарная организация все больше теряет свою рельефность. Как заметил Дюркгейм, народ тем больше двигается вперед в своем развитии, чем меньшее значение приобретают территориальные различия внутри страны. Способ группировки людей по принципу разделения труда, подчеркивал Дюркгейм, значительно отличается от того, который выражает разделение населения в пространстве. И именно разделение труда очень эффективно интегрирует современные общности и определяет основные черты их распределения и структуры. Разделение труда является материальным аналогом более сложного процесса разделения общественного труда - его социальной дифференциации.

В структуре социологического знания Дюркгейм выделяет социальную морфологию как науку про морфологичные общественные факты, а также социальную физиологию, которая занимается изучением фактов коллективной сознательности. Объектом социальной морфологии выступает все то, что связано с так называемой материальной плотностью, то есть число, характер основных элементов, которые составляют общество, а также способы их объединения, ступень достигнутой ими собранности, разделение населения на территории и др. Явления морфологичного порядка - это социальные факты и социальные представления. Социальные представления - это массовая сознательность, взятая как что-то автономное и самозаконное, независимо от сознательности индивидуальных ее носителей. Также в своем учении Дюркгейм доказывает, что моральная дезорганизация не менее опасна в социальном плане, чем экономическая дезорганизация. Ведь именно она приводит к повышению количества преступлений и самоубийств. Самоубийство как социальный факт есть форма проявления власти высшей коллективной реальности над индивидом. Количество самоубийств специфично для каждой социальной группы и тесно связано с внутренними чертами национального темперамента. Мыслитель классифицирует случаи суицида на эгоистичные, анемичные, фаталистичные и альтруистичные. Эгоистичный тип самоубийства создается, прежде всего, социальной изоляцией человека, отсутствием коллективной поддержки в трудное для личности время. Альтруистичное самоубийство выступает проявлением фанатичной преданности групповым ценностям. Общественная аномия (хаос), связанная с кризисом в общественном развитии, становится причиной жизненного преломления. Считая внутреннюю собранность лучшим способом прекращения проявления суицидных отклонений, Дюркгейм рекомендовал шире практиковать различные формы общения людей. Таким образом, идеи Дюркгейма не утратили своей актуальности в настоящее время. Опыт социологизма Дюркгейма представляет диагностическую и практическую ценность для решения социальных проблем современной Украины. Вследствие этого, в качестве практической рекомендации, можно предложить обратиться к теоретическому наследию Дюркгейма и взять из него для прогресса общества то, что имеет классическое значение, и это поможет решить современные социальные проблемы в стране.

    ЛИТЕРАТУРА
  1. Гофман А.В. Эмиль Дюркгейм. - М., 1991.
  2. Захарченко М.В., Погорілий О.І., Історія соціології. - Київ: Либідь, 1993.
  3. Социология: Наука об обществе / Под. ред. Андрющенко В.П., Горляча Н.И. - Харьков, 1997.