ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ НА ПРИНЦИПАХ ХРИСТИАНСКОЙ МОРАЛИ


Т.В. Шокотко, Е.В. Смазная
Донецкий национальный университет

Построению демократического и высокодуховного общества в Украине существенно препятствует снижение роли семьи и школы в воспитании подрастающего поколения. Современный учитель, находясь в экономическом и производственном цейтноте, просто физически не в состоянии выполнять свои функции в полном объёме. В результате в первую очередь страдает нравственная сфера формирования личности будущих граждан. Перемещение ответственности за воспитание со школы на семью не может быть выходом из создавшегося положения, так как семейные отношения также претерпели ряд негативных изменений. Десятки тысяч украинцев вынуждены оставлять своих детей без родительского присмотра, отправляясь на заработки в ближнее и дальнее зарубежье. Ставший "членом семьи" телевизор и другие средства массовой информации сеют в юных душах агрессию, половую распущенность, бездуховность. Папа с мамой днями и неделями не видят своих чад в погоне за средствами для пропитания.

В этих условиях вполне закономерной является тенденция увеличения влияния христианской церкви во всех областях жизни общества. Моральная, духовная и педагогическая функции христианства обладают огромным потенциалом для осуществления социально-педагогической деятельности. Христианская мораль выгодно отличается тем, что направлена, прежде всего, не на изменение поведения человека, а на глубокие внутренние мотивационные изменения.

Действия "изнутри-наружу" вначале меняют мировоззрение и психику, а затем и поведение человека. Положительные результаты оказывает церковное общение и на процесс реабилитации лиц с нелинквентным и девиантным поведением. К интересной и перспективной форме работы христианских конфессий следует отнести организации так называемых домашних церквей. Они состоят из нескольких семей, оказывающих друг другу не только духовную, моральную, но и материальную поддержку.

Семья как основной институт воспитания и место первичной социализации детей не случайно находится в центре внимания церкви.

Трудно не согласиться с тем педагогическим и психотерапевтическим влиянием, которое оказывает беседа с духовником и таинство исповеди. Священнослужитель проводит анализ семейной ситуации, даёт советы, консультирует. Через подготовку молодых к браку и таинству венчания можно влиять на будущий семейный климат ещё до свадьбы.

В 1992 г. в школах Львова, Тернополя и Ивано-Франковска как компонент базового учебного плана был введён экспериментальный предмет "Основы христианской морали". Он хорошо себя зарекомендовал, получено много одобрительных отзывов, которые подтверждают своевременность введения нового предмета.

Существует целый ряд правил, которые помогут родителям при воспитании детей не только не раздражать их, но и побуждать к использованию заложенной в них доброты.

    Мудрые родители должны следовать определенным правилам:
  1. Не допускать мыслей и поступков, вызванных чувством мести.
  2. Бороться с чувством гнева и огорчения, которые вызваны дурным поступком, направленным не только против самих родителей, но и против любого члена семьи.
  3. Наказывать за умышленные проступки.
  4. Никогда не превозносить одного ребёнка перед другим.
  5. Указывать на непривлекательность греха, вместо того чтобы пугать ребёнка наказанием за грех.
  6. Никогда не обескураживать ребёнка.
  7. Никогда не оставлять свои обещания невыполненными, равно как и позволять ребёнку обманывать или же нарушать данное им слово.
  8. Никогда не терять терпение, если ребёнок чего-то не понимает, объяснить ему вновь и вновь, с тем чтобы он в конце концов понял, что ему объясняют.
  9. Не предъявлять к ребёнку тех повышенных требований, какие предъявляются к взрослому.
  10. Родители всегда должны стараться вначале подействовать на ребёнка добрым словом, и только если это никак не помогает, можно прибегать к физическому наказанию, причём это наказание должно соответствовать тяжести проступка.
  11. Родители никогда не должны унижать своё достоинство, равно как и унижать достоинство своего ребёнка.
  12. Учите ребёнка понимать истинное значение того, что происходит в жизни, и давать этому правильную оценку. Учите искать его вечное, а не временное.

Если цель родителей не состоит в том, чтобы с помощью Духа Святого и Мудрости Слова Божьего вырастить богобоязненного человека, то их цель очень мелка и не заслуживает внимания.

Каждый родитель может совершать ошибки, но в семье, где нет мужа и отца, бывает много трудностей. В таком случае мать исполняет как свою собственную роль, так и роль отца. Тем не менее Сам Бог даёт такой матери необходимую ей силу, если она руководима Его Духом Святым.

Исполненные Духом родители, которые учат своих детей тоже исполняться Духом, тем самым позволяют Богу превращать зло в добро. Священное писание даёт нам образцы, которым мы должны следовать, и если мы этого не делаем - ответственность ложится на наши плечи.