РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭТИКЕТ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРА ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА: К ВОПРОСУ О ЗАДАЧАХ КУРСА “РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ”


А.В. Дмитриевский
Донецкий институт туристического бизнеса

Менеджеру туристического бизнеса приходится работать в разных странах мира, каждая из которых имеет свой неповторимый конфессиональный состав, свою религиозную ситуацию.

Существуют государства, где религия определяет жизнь всего населения. Малейшее несоблюдение религиозного этикета там будет рассматриваться как правонарушение. Так, почти во всех исламских государствах категорически запрещается употребление спиртных напитков, появление в общественных местах мужчин в короткой одежде, а женщин – с непокрытой головой. Ежегодно десятки туристов наказываются за подобные проступки. Каждый такой случай – это не только испорченный по вине самого клиента отдых. Это, прежде всего, удар по престижу туристической фирмы, не поставившей на должный уровень разъяснительную работу с клиентами.

Знание религиозного этикета требуется и тем менеджерам, которые специализируются на внутреннем туризме. В Украине многие памятники архитектуры, являющиеся объектами туризма, находятся в ведении религиозных общин. Для установления контакта с их руководством требуется неукоснительное соблюдение норм этикета даже в такой части, как делопроизводство, иначе дело заранее будет обречено на неудачу.

Практически все верующие очень болезненно реагируют на нарушение их религиозных чувств, происходящее в результате несоблюдения норм этикета. К сожалению, эту истину понимают далеко не все менеджеры туризма. Основной причиной такого положения дел является существующее в системе высшего образования отношение к религиоведению как учебному предмету.

Многие специалисты считают религиоведение дисциплиной, главная задача которой – участвовать в формировании мировоззрения студента. Такая позиция не соответствует современным условиям, в которых направленное формирование мировоззрения взрослого человека практически невозможно. Опасность такого подхода заключается еще и в отрыве теории от практики, когда не учитываются требования будущего специалиста к предмету. В качестве примера можно привести тот факт, что практически ни в одном учебнике нет глубокого рассмотрения таких актуальных вопросов, как нормы религиозного этикета, конфессиональный состав населения и религиозный этикет в странах мира.

В то же время религиоведение остается гуманитарной дисциплиной и должно в целях неразрывности их цикла преподаваться на первых трех курсах, когда вычитывается основная масса гуманитарных дисциплин. Вопреки этому, согласно требованиям Министерства образования, изучение предмета в экономических вузах вынесено на четвертый курс.

В связи с этим можно сказать, что преподавание религиоведения как исключительно мировоззренческой дисциплины в настоящий момент не оправдано. Главной задачей предмета должно стать воспитание уважения к чувствам представителей различных вероисповеданий, что в свою очередь невозможно без знания и соблюдения норм религиозного этикета.