В последние 3 года франшизы стали открываться с завидным постоянством. Из каждого утюга можно слышать это слово, но оно не всегда вызывает доверие. И оправданно ли? Стоит разобраться.
В недавнем опросе одного авторитетного издания (рекламу не делаем) 43% респондентов признались, что не знают, что такое франшиза. Поэтому есть смысл пояснить. Во-первых, это готовая бизнес-модель, которую используют начинающие предприниматели для своего становления на ноги.
Все знают супермаркет “Магнит”. Не зря же он есть почти в каждом городе России. Только задумайтесь, сколько нужно было времени владельцу бизнеса, чтобы настолько разрастись. К слову, магазин появился еще в 1994 году, а франшиза – в 2006 году. За прошедшие 15 лет точек по России более 21 000. Безусловно, это невиданные цифры. И без франшизы вряд ли удалось бы это сделать.
Механизм разрастания был следующим: владелец поставил свой бизнес на ноги и решил продавать право на открытие таких же точек в разных городах. Он дает покупателям стратегию ведения бизнеса, инструменты, рекомендации, поставщиков, фирменный стиль, рекламу и всячески его поддерживает. Взамен получает славу, стабильный доход и огромную сеть по всей стране.
Кстати, франшизы есть там, где вы и не задумывались. Это кальянные “Мята”, магазины “Пивоман”, “Бристоль”, “Пятерочка”, “Авокадо”, “Победа”, сети кафе “Бабушка приехала” и др. Такой вид бизнеса есть почти в каждой сфере – в развлечениях (“Клаустрофобия”), в медицине (“Инвитро”), в бьюти-индустрии (“Прядки в порядке”).
Конечно, для многих выгоднее купить франшизу, нежели с нуля построить свой бизнес. Но это тоже удовольствие не из дешевых. Например, тот же самый “Магнит” вы могли открыть, заплатив 5 миллионов рублей, но сейчас бизнес уже не продается.
Эксперт по франшизам Алина Хабибуллина заверяет, даже если вы купите франшизу известного бренда, это не гарантирует вам несметных богатств. В таком деле результаты всех франчайзи (покупателей франшиз) взаимосвязаны. В вашем городе просто-напросто это дело может не пойти. Тогда придется отказаться от затеи и пробовать что-то другое.
Ни работа на себя, ни франшиза не гарантирует вам успеха. Варианта всего два – пробовать или нет. В любом случае, слепо действовать нельзя. К такому серьезному делу стоит подходить с холодной головой и хотя бы минимальным понимаем того, что вам предстоит сделать.